|
В стилистике картины отчётливо
проступают признаки национального варианта модерна. Местом действия служит
реальный среднерусский пейзаж в окрестностях Абрамцева. Через природу
художник пытался донести настроение созерцательности и умиротворения. Это полотно открывало так называемый
«Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность преподобного Сергия»
(1892—1897 гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896—1897 гг.), «Преподобный Сергий
Радонежский» ( Одновременно мастер запечатлел
образы монахов и пустынников, старцев-отшельников, мечтателей и печальных
девушек. Все они предстают на фоне неброских русских пейзажей. Природа на
картинах Нестерова всегда тиха и спокойна. Здесь никогда не бушуют бури, не
льют дожди, не грохочет гром и ветер не качает деревьев. Голубизна неба
безмятежно чиста, прозрачна. Одинокие скиты, главки деревянных церквей на фоне
неба — всё это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим. В
работах «Под благовест» ( Программными произведениями
мастера стали «Святая Русь» ( Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
1889—1890 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва. *Просфора — освящённый
хлеб, употребляемый во время причащения. 474 Михаил Нестеров. Под благовест. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. Михаил Нестеров. Философы (Портрет П. А.
Флоренского и С. Н. Булгакова). Государственная
Третьяковская галерея, Москва. русских святых и народа, на
фоне русской природы. Полотно «На Руси» изображает крестный ход. Здесь Нестеров
создаёт обобщённый образ русского народа, показывая все сословия и типы, не
только современные, но и исторические. На картине запечатлены и реальные
персонажи — Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др. Художника всегда притягивал
портретный жанр. Правда, в начале творческого пути он писал портреты лишь как
этюды к будущим картинам. К 1905—1906 гг. относится собственно портретный цикл
Нестерова, куда вошли портреты жены, дочери, княгини Н. Г. Яшвиль, художника
Яна Станиславского. Второй портретный цикл Нестеров
посвятил философии и религии. В После революции художник находился
в растерянности перед шквалом событий, унёсшим привычный жизненный уклад.
Вплоть до |