|
Сегодня
шедевры, собранные С. И. Щукиным, составляют гордость крупнейших российских
музеев — Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иван
Абрамович Морозов (1871—1921) закончил Цюрихский политехникум (Швейцария) и,
вернувшись в Россию, вступил в управление семейной фирмой — Товариществом
Тверской мануфактуры бумажных изделий. Его старший брат Михаил Абрамович
Морозов (1870—1903), преуспевающий промышленник, собрал большую коллекцию
картин русских художников: Исаака Левитана, Василия Сурикова, Валентина
Серова, Константина Коровина, Виктора Васнецова. Увлекался он и западноевропейским
искусством. После его смерти в Их
интересы в области искусства совпадали, но они были не соперниками, а
друзьями. Коллекция одного как бы дополняла коллекцию другого. Морозов
очень основательно и вдумчиво подходил к составлению своего собрания. Он любил
Пьера Боннара, и в его коллекцию вошло больше тридцати произведений этого
живописца. Морису Дени Морозов заказал серию декоративных работ для украшения
концертного зала в своём московском особняке на улице Пречистенке. После того
как Щукин познакомил Морозова с Матиссом, коллекцию украсили три пейзажа,
привезённые художником из путешествия по Африке. Вскоре Морозова заинтересовали
яркие полотна Гогена, написанные на Таити («Пейзаж с павлином», «Женщина,
держащая плод», «Чудесный источник»). Позднее в доме на Пречистенке появились и
картины Ван Гога («Пейзаж в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле»,
«Прогулка заключённых»). Валентин Серов. Портрет И. А. Морозова. Фрагмент. 1910г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 473 ЖИВОПИСЬ МИХАИЛ
НЕСТЕРОВ (1862—1942) Михаил Васильевич Нестеров родился
в Уфе в купеческой семье; получил образование в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества и в Петербургской академии художеств. Ранние произведения Нестерова,
считавшего себя учеником В. Г. Перова и В. Е. Маковского, выполнены на
исторические сюжеты в реалистической манере передвижников. Но вскоре в его
творчестве наступил резкий перелом. Отныне художник стремился передать тоску по
утраченному, несбыточному, воплотить тему мятущейся души, готовой скрыться от
мирских треволнений за стенами монастыря, и, наконец, тему уединения, душевного
покоя, раскрыть которую мастеру помогал лирический русский пейзаж. Сам
Нестеров называл направление, в котором работал, «опоэтизированным реализмом».
Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глубоко и искренне верующих людях
прошлого. «Видение отроку Варфоломею»
(1889—1890 гг.) — центральное произведение Нестерова. В его основу лёг эпизод
из жития преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых святых
на Руси, основателя Троице-Сергиевой лавры. Мальчик-пастушок Варфоломей
(будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в
пустынное место и встретил незнакомого старца-священника. Тот дал отроку
кусочек просфоры и вместе с ним — тягу к учению и просветлению. |