|
В русском искусстве конца XIX в.
были ещё очень сильны реалистические традиции передвижников, для которых точная
картина действительности и её социальная оценка были намного важнее живописной
формы и техники. Поэтому творчество Коровина получило признание далеко не
сразу. Он же оказался одним из первых, кто блестяще продемонстрировал русской
публике, что красота живописи, передающей ощущение полноты бытия, и есть
самое глубокое содержание любой картины. Константин Коровин. Рыбы,
вино и фрукты. 477 ВАЛЕНТИН
СЕРОВ (1865—1911) Искусство Валентина
Александровича Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному
направлению. В нём слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма
до импрессионизма и модерна. Сам же художник ещё в юности довольно просто и ясно
сформулировал одну из своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и
буду писать только отрадное». Серов родился в семье музыкантов.
Его отец — знаменитый композитор Александр Николаевич Серов, мать —
пианистка. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки
девятилетнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и другом.
Он посоветовал Серову поступить в Академию художеств. Правда, академию Серов
не закончил. Больше всего Серов прославился
как портретист. В Знаток человеческих
характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку:
светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей — в конторах и
кабинетах, друзей-живописцев — в мастерских, детей -на прогулке или за
чтением. Очень многие мечтали иметь портрет кисти «знаменитого Серова», но, по
словам дочери художника, «боялись его всевидящего ока». Казалось, от этого
внимательного, подчас беспощадного взгляда ничто не ускользало. Своей
живописью мастер «делал характеристику», как любил говорить он сам. Что ни портрет у Серова, то новая
композиция, новый психологический образ. Светскую модницу С. М. Боткину ( |