Предыдущая Следующая
Валентин Серов.
Девочка с персиками. 1887 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
478
Валентин Серов.
Портрет З. Н. Юсуповой. 1
900—1 902 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Валентин Серов.
Портрет княгини О. К.
Орловой. 1911 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
в портрете великого князя
Павла Александровича (1897 г.).
Но как скучны, неподвижны фигура и глаза модели в сравнении с живым взглядом
коня, ставшего поистине «героем» произведения. Портрет великого князя получил
главный приз на парижской Всемирной выставке 1900 г.
Известная московская меценатка
Г. Л. Гиршман (1907 г.)
запечатлена в необычной для портрета позе. Она стоит у зеркала вполоборота к
зрителю, одной рукой манерно снимает меховую накидку, другой изящно опирается
на туалетный столик. Наряд героини преднамеренно «прост» —- благородное
сочетание чёрного и белого. В её жесте, выражении лица нет ничего вызывающего,
вульгарного, однако мимолётные штрихи обнаруживают ироничное отношение
художника к роли, которую выбрала для себя Гиршман. Высочайшего мастерства
достиг Серов в портрете княгини О. К. Орловой (1911 г.). Её фигура написана
в резком изломе, изящен поворот головы. Перед зрителем классический парадный
портрет знатной дамы. Но и здесь за внешним блеском скрывается острая ирония
автора, почти насмешка.
Больше всего Серов любил изображать
художников, писателей, драматических и оперных артистов. Портрет великой
русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905 г.) самый значительный
и известный среди них. Её осанка царственна и горда, уже немолодое лицо
одухотворённо, торжественно. Архитектор Фёдор Шехтель, увидев портрет,
воскликнул: «Это памятник Ермоловой! С этого холста она продолжает жечь
сердца!».
479
Валентин Серов.
Портрет
М. Н. Ермоловой.
1905 г.
Государственная
Третьяковская галерея,
Москва.
Художник никогда не повторял
однажды найденных приёмов. Его творчество поражает поисками необычных решений,
неожиданной сменой жанров.
Серов был превосходным пейзажистом.
Его ранние этюды на случайные сюжеты выполнены в импрессионистической манере.
В пейзаже «Зима в Абрамцеве. Церковь» (1886 г.) храм Спаса Нерукотворного изображён
среди сияющих снегов. «Заросший пруд» (1888 г.) написан в имении Домотканово, где
мастер часто проводил лето. Вновь и вновь Серов обращался к теме русской
природы. Неяркий, с сереньким небом и покосившимися, «растрёпанными» сараями,
деревенский пейзаж волнует и влечёт живописца: «Октябрь. Домотканово» (1895 г.), «Баба с лошадью» (1898 г.) и др.
С 1899 г. Серов принимал участие
в выставках объединения «Мир искусства», куда входили такие художники, как
Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере. Под их влиянием Серов заинтересовался
исторической темой. Художника особенно привлекала эпоха Петра I. На
полотне «Пётр I»
(1907
г.) царь изображён во время строительства Петербурга. Он
стремительно шагает навстречу невским ветрам. Его
Валентин Серов.
Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г. Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург. Предыдущая Следующая
|