|
С середины 90-х гг. Врубель
работал в Частной русской опере Мамонтова как мастер-декоратор, общался с
музыкантами, певцами, художниками. В *Общество поощрения художников
(1821—1875 гг.; в 1875—1929 гг. — Общество поощрения художеств) — организация,
основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество проводило конкурсы,
выставки; с 482 Михаил Врубель. Демон поверженный. Михаил Врубель. Демон сидящий. Увлечение
Врубеля образом Демона началось с конкурса на тему «Дьявол», объявленного
редакцией журнала «Золотое руно». Мастер упорно искал пластическое выражение
идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его,
манил неуловимостью облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать всё
новые и новые техники для своего воплощения. вые услышал молодую певицу Надежду
Ивановну Забелу, которая впоследствии стала его женой. Надежда Забела
вдохновила художника на создание многих сказочных и портретных образов в
живописи, графике, майолике. Её черты Врубель запечатлел в «Царевне-лебеди» ( К экзотическим темам, историческим
мотивам, фольклору, мифологии, образам Средневековья Врубель обращался и
тогда, когда оформлял интерьеры: он выполнил панно «Суд Париса» ( Михаил Врубель. Царевна-лебедь. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. *Маргарита, Мефистофель, Фауст
— герои трагедии И. В. Гёте «Фауст» и одноимённой оперы Ш. Гуно. 483 Михаил Врубель. Микула Селянинович. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. Михаил Врубель. Принцесса Грёза. Гостиница «Метрополь»,
Москва. и драматурга Эдмона Ростана
(затем копия этого панно украсила фасад московской гостиницы «Метрополь»). Врубель нередко писал портреты
знакомых и друзей: без малейших затруднений мастер передавал портретное
сходство, раскрывал сущность характера человека. В Михаил Врубель. Пан. Картина
написана под впечатлением рассказа французского писателя Анатоля Франса
«Святой Сатир». Художник создал странный, зыбкий мир с кривыми берёзками,
тусклым светом луны, мир, подверженный таинственным превращениям, где герой
античных легенд напоминает русского лешего. Глаза Пана словно два маленьких
озера; они грустно устремлены на зрителя. |