|
Отличительной особенностью художников
«Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением
театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее
место в их наследии принадлежит графике. Лучшие произведения Бенуа
графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина
«Медный всадник» (1903—1922 гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург:
его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости
тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. В
кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним
грозного исполина -памятника Петру, мастер рисует город тёмными, мрачными
красками. Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С.
Пушкина «Медный всадник». 1905—1907 гг. 488 Лев Бакст. Танец семи покрывал. Эскиз
костюма Саломеи к балету Р. Штрауса по пьесе О. Уайльда «Саломея». Лев Бакст. Одалиска. Эскиз костюма к
балету «Шехеразада» на музыку сюиты Н. А. Римского-Корсакова. Творчеству Бенуа близка
романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира,
равнодушного к нему и этим убивающего его. Оформление театральных спектаклей
-- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилия
Розенберг; 1866—1924). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и
балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907— 1914 гг. —
своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Бакст
выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите
«Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на
музыку К. Дебюсси и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов,
ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал
костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он
стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают
острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и
удивительное изящество. Одной из главных тем для
многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по
утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие,
и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это
время в своём творчестве — они привлекли внимание публики к подлинному
искусству XVIII в., фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана
Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников — Фёдора Рокотова и Дмитрия
Левицкого. С образами «галантного века»
связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены как
прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир. Евгений Евгеньевич Лансере
(1875— 1946) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в. 489 Евгений Лансере. Петербург начала XVIII века. С особенной выразительностью
мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869—1939).
Он рано приобщился к истории искусства (отец |