|
художника был хранителем
коллекций Эрмитажа). Закончив Академию художеств, молодой мастер стал
великолепным знатоком старой живописи. Сомов блистательно имитировал её
технику в своих картинах. Основной жанр его творчества можно было бы назвать
вариациями на тему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника
словно вновь оживают персонажи Ватто — дамы в пышных платьях и париках, актёры
комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые
ласкающим сиянием предзакатного света. Однако все средства живописи
Сомова направлены на то, чтобы показать «галантную сцену» как фантастическое
видение, на мгновение вспыхнувшее и сразу же исчезнувшее. После него остаётся
лишь воспоминание, причиняющее боль. Не случайно среди лёгкой галантной игры
возникает образ смерти, как в акварели «Арлекин и Смерть» ( Константин Сомов. Осмеянный
поцелуи. 490 онные персонажи-маски: Арлекин
в пёстром костюме и Смерть — скелет в чёрном плаще. Силуэты обеих фигур
очерчены резкими изломанными линиями. В яркой палитре, в некоем нарочитом стремлении
к шаблону чувствуется мрачный гротеск. Утончённое изящество и ужас смерти
оказываются двумя сторонами одной медали, и живописец словно пытается с
равной лёгкостью отнестись и к той и к другой. Ностальгическое восхищение
прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы.
Знаменитая работа «Дама в голубом» (1897—1900 гг.) — портрет современницы
мастера художницы Е. М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена
на фоне поэтичного пейзажного парка. Манера живописи блестяще имитирует стиль
бидермейера. Но явная болезненность облика героини (Мартынова вскоре умерла от
туберкулёза) вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа
кажется нереальной, существующей только в воображении художника. Мстислав Валерианович
Добужинский (1875—1957) сосредоточил своё внимание главным образом на
городском пейзаже. Его Петербург в отличие от Петербурга Бенуа лишён
романтического ореола. Художник выбирает самые непривлекательные, «серые»
виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека. Композиция картины «Человек в
очках» («Портрет К. А. Сюннерберга», 1905—1906 гг.) строится на противопоставлении
героя и города, который виден сквозь широкое окно. На первый взгляд пёстрый ряд
домов и фигура человека с погружённым в тень лицом кажутся изолированными друг
от друга. Но между этими двумя планами существует глубокая внутренняя связь.
За яркостью красок выступает «механическая» унылость городских домов. Герой
отрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме усталости и
опустошённости. Константин Сомов. Дама в
голубом. 1897—1900 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва. |