Предыдущая Следующая
Мстислав Добужинский.
Человек в очках (Портрет К. А. Сюннерберга). 1905—1906 гг. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
491
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г. Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург.
Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Николай Рерих.
Заморские гости. 1901
г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В поздний
период деятельности «Мира искусства» в объединение входили Борис Михайлович
Кустодиев (1878—1927), Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884—1967), Николай
Константинович Рерих (Рёрих, 1874— 1947). Манера Кустодиева тяготела к
русскому лубку и яркой, броской вывеске. Стиль Серебряковой чем-то близок
живописи Раннего Возрождения. Рерих работал в те годы в неорусском стиле,
предлагая особый, более декоративный его вариант.
492
СОЮЗ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Союз русских художников — объединение,
которое возникло в 1903 г.
в Москве. Его ядро составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь,
Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя
московские мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам.
Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль соединял
реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма в передаче воздуха
и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Коровина,
который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу
и жанровой живописи.
Наиболее интересным среди пейзажистов
был Константин Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирические
зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых он тонко
передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. А в видах
Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.) контраст белого
снега и ярких по цвету зданий, куполов, человеческих фигур приобретает чисто
декоративную красоту, сближающую эти работы с искусством модерна.
Любопытными поисками отмечено
творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960). Его мягкий и поэтичный по
настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) свидетельствует о знакомстве художника
не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской
живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего солнца,
написаны короткими мазками и напоминают технику пуантилистов. Та же манера
видна и в превосходном натюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.), в котором
благодаря системе рефлексов (цветных бликов)
Константин Юон. Мартовское
солнце. 1915 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Игорь Грабарь. Мартовский
снег. 1904 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
493
Игорь Грабарь.
Неприбранный стол.
1907 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
все предметы мастерски
объединены в колористическое целое.
Очень эмоциональны пейзажи
Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), ученика А. И. Куинджи. В картине
«Зелёный шум» (1904 г.)
листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размашистыми мазками,
а уходящая вдаль панорама кажется такой же яркой, как и передний план, что
создаёт ощущение декоративности. Предыдущая Следующая
|