|
Художник Абрам Ефимович Архипов
(1862—1930) учился у знаменитых передвижников — В. Г. Перова и В. Д. Поленова.
Его жанровым полотнам присущи и реалистическое содержание, и острая социальная
направленность. Однако привлекают они не столько этим, сколько чисто
живописными достоинствами. Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. XIX в.).
Её композиция, включающая только малую часть помещения, построена совсем в духе
ранних работ Эдгара Дега на ту же тему. Клубящийся пар растворяет контуры
фигур и очертания лиц, а колорит, сочетающий приглушённые серые, жёлтые,
коричневые и сиреневые тона, удивительно богат оттенками. Творчество мастеров Союза русских
художников при всём обаянии и высоком техническом уровне отличалось довольно
сильным консерватизмом. Крепкие реалистические корни никогда не позволяли живописцам
уйти в область поиска новых форм и выразительных средств. Возможно, поэтому
многие члены Союза русских художников превосходно вписались в картину развития
официального искусства советского периода, составив, однако, самую достойную
его часть. «ГОЛУБАЯ
РОЗА» В марте Абрам Архипов. Прачки. Конец 90-х гг. XIX в. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 494 лизма. Некоторые из них
сотрудничали в московских символистских журналах «Весы» и «Золотое руно». Но
самым сильным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Именно отталкиваясь от его
живописного стиля, молодые художники-символисты определили главную задачу
своего творчества: погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаённых и
сложных внутренних ощущений, которые невозможно объяснить словами. В отличие от других художественных
группировок, для которых первая совместная выставка становилась началом пути,
для московских символистов она оказалась итогом: вскоре после этого содружество
начало распадаться. Однако стиль «Голубой розы» во многом определил дальнейшее
творчество каждого из них. Среди шестнадцати участников
выставки особый интерес вызывает, несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов
(1878—1968). До начала 10-х гг. XX в. творчество художника
было близко манере его учителя Борисова-Мусатова и французских символистов
группы «Наби». Пейзажи Кузнецова 1904—1905 гг., например «Фонтан», «Утро»,
выдержаны в холодных тонах: серо-голубом, бледно-сиреневом. Очертания предметов
расплывчаты, изображение пространства тяготеет к декоративной условности.
Огромное внимание мастер уделял своеобразной передаче света, сообщающего
пейзажу ощущение мягкости и одновременно чувство пронзительной грусти. В работах
Кузнецова 10-х гг., особенно в так называемой «Восточной серии», уже ясно
виден неповторимый творческий почерк зрелого мастера. Картина «Мираж в степи» ( |