|
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КНИГЕ Вторая часть тома «Искусство» рассказывает о развитии
архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства стран и
народов мира начиная с XVII в. и до настоящего
времени. Истории искусства XVII в., XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в.,
рубежа XIX—
XX столетий и XX в.
посвящены самостоятельные разделы. Их предваряют вводные статьи, в которых
говорится о том, чем примечательна каждая эпоха, как исторические события
влияли на жизнь людей, что за идеи владели умами, какие изменения происходили в
культуре. Первые четыре раздела делятся на главы по странам, в
искусстве которых в те эпохи были созданы наиболее яркие и значительные
произведения. На рубеже XIX—XX столетий
искусство, перешагнув границы государств, стало интернациональным, поэтому
содержание двух последних разделов отражает художественную жизнь в целом. Здесь
представлены статьи о выдающихся мастерах, стилях и направлениях. Искусству
России уделено особое внимание и отведены самостоятельные главы во всех
разделах, кроме «Искусства XVII века», так как этот
период отечественной истории и культуры относят к Средневековью (см. статью
«Древнерусское искусство» в томе «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для
детей»). Чтобы легче понять смысл текста, на поля вынесены
краткие комментарии к специальным терминам, именам исторических лиц и
мифологических персонажей, малоизвестным географическим названиям. Подробно все
необходимые искусствоведческие термины поясняются в Словаре терминов. Найти в
книге сведения о каком-либо художнике, архитекторе или скульпторе можно с
помощью Указателя имён, где помимо ссылок на соответствующие страницы
приведены годы жизни и названия тех произведений, которые представлены в
иллюстрациях. Для тех, кто хотел бы расширить свои познания в искусстве,
приводится список рекомендуемой литературы «Советуем прочитать». Все
справочные материалы помещены в конце книги. Антони Гауди. Дом Мила. 1906—1910 гг. Барселона. ИСКУССТВО ИТАЛИИ АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО БОЛОНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVII ВЕКОВ АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ЭЛЬ ГРЕКО ХУСЕПЕ РИБЕРА ФРАНСИСКО СУРБАРАН ДИЕГО ВЕЛАСКЕС БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС АНТОНИС ВАН ДЕЙК ЯКОБ ЙОРДАНС АДРИАН
БРАУВЕР ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ ФРАНС ХАЛС РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН ЯН ВЕРМЕР И ДЕЛФТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВО ФРАНЦИИ АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА СКУЛЬПТУРА НИКОЛА ПУССЕН И ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА К XVII в.
знания европейцев о мире значительно расширились. Великие географические
открытия предшествующих столетий: открытие Америки ( В политической жизни Европы в XVII в.
тоже произошли существенные изменения. Во Франции утвердилась абсолютная
монархия, тогда как в Англии в результате буржуазной революции 1640—1660 гг.
была провозглашена парламентская республика. Феодальная Испания в это время
переживала экономический застой, от которого не уберегли даже доходы от
огромных владений в Америке, а маленькая буржуазная Голландия выдвинулась в
число наиболее развитых стран. В Центральной Европе складывалась обширная
многонациональная держава — будущая Австрийская империя. Германия же и
основная часть Италии оставались раздробленными на множество мелких, постоянно
враждовавших государств. К началу XVII в. Европа оказалась
поделённой на две части: протестантскую и католическую. Это усложнило
политические и культурные взаимоотношения между государствами. |