|
Искусство XVII в. развивалось в тесной
связи с идеями и традициями эпохи Возрождения (см. статью «Искусство
Возрождения в Италии» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»).
Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и
Древнего Рима). Однако если мастера Возрождения ощущали себя прямыми
преемниками и продолжателями античных традиций, то в XVII в.
древняя культура превратилась в недосягаемый идеал, приобщение к которому
только сильнее показывало несовершенство современной жизни. Кроме того, в
отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия
сознательно замыкались в рамках одного жанра. Итальянское искусство в XVII в. уже
не было единственным и безоговорочным авторитетом. В ряде европейских стран
возникли самобытные национальные художественные школы, нисколько не уступавшие
итальянской. Но всё же некоторые важные принципы были общими для всех. Один из
них — синтез искусств, т. е. создание единого
произведения выразительными средствами разных видов искусств. В дворцовых или
храмовых ансамблях гармонично сочетались архитектура, живопись и декоративное
убранство. Ещё в эпоху Возрождения начали проектировать города по
регулярному (правильному) плану. В XVII в. градостроители в
крупнейших европейских столицах (прежде всего в Риме и Париже) стали связывать
площади и ведущие к ним хаотично застроенные средневековые улицы в единое
целое. В XVII столетии в Европе
сложилось два новых стиля — барокко и классицизм, которые охватили все виды
художественного творчества: литературу, музыку, театр, архитектуру и
изобразительное искусство. *Протестантизм — одно из главных направлений в христианстве
наряду с православием и католицизмом. Возник в XVI столетии
в ходе Реформации (от лат. reformatio — «преобразование») — общественного движения в Европе, боровшегося
против Католической Церкви. 8 9 ИСКУССТВО ИТАЛИИ На развитие итальянского искусства с середины XVI до
конца XVII в. оказывала воздействие Контрреформация — движение в католическом богословии,
политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием
Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям церковные
суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение
протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали
защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую
систему духовного воспитания человека. В Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-х гг. XVI в., и
определили основные его черты. Эмоциональная выразительность, масштабность и
насыщенность движением, сложность композиционных решений — всё это призвано
было создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco —
«странный», «причудливый») появилось значительно позже и совершенно не
отражает его глубинного смысла. |