|
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в.
воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная
особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил
постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко
появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля. Первым образцом стиля барокко можно считать церковь
Иль-Джезу, возведённую к короче и шире, чем в предшествующих постройках
подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный
мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями.
Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы
намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный
прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом —
через преодоление страстей и пороков. Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного
Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных
яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по
краям спиралевидными деталями — волютами (итал. voluta — «завиток») и *Базилика (от грет. «базилике» — «царский дом») —
прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колоннами на
продольные части — нефы. **Пилястр, или пилястра (от лат. pila —
«столб»), — плоский вертикальный выступ стены в виде четырёхгранного столба,
имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть
(капитель). ***Ордер (от лат. ordo —
«ряд», «порядок») — сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и
горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их
строение и художественное оформление (см. статью «Искусство Древней Эллады»
тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). 10 словно перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный и
выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих
соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский
стиль», относящийся к этим постройкам). Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко
внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была перестройка
собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зданию, возведённому в эпоху
Возрождения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой притвор,
превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный. Помещение
храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где находится
могила Святого Петра. |