|
Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны,
построил в своей жизни не очень много. В Риме он возвёл церкви Сант-Аньезе на
площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского университета
(1642—1660 гг. ) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.). Для церкви Сан-Карло был отведён маленький и очень
неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал
храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены
четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в
плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса,
оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает
вперёд, и её (Движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная,
тяжёлая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый
мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый
цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь всё располагает к сокровенному
общению человека с Богом. В XVII столетии в Италии возводилось
много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты
городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо (дворец) Барберини
(1625—1663 гг.). Джакомо Бароции да Виньола,
Джакомо делла Порта. Церковь Иль-Джезу. Рим. Карло Мадерна. Собор Святого Петра. Фасад.
1607—1617 гг. 11 Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро
Фонтане. 1634—1667 гг. Рим. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Интерьер. 1634—1667 гг. Рим. Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и
Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого
определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание
с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом,
дворец связан с городом и в то же время образует в нём некий особый мир,
сочетающий в себе архитектуру и живую природу. ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (1598—1680) Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным
дарованием, как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он
в равной степени проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре. Бернини родился в Неаполе в семье художника и
скульптора. В двадцать пять лет он был уже знаменит и с этого времени работал
главным образом в Риме. Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид»
( Карло Мадерна, Франческо
Борромини, Лоренцо Бернини. Палаццо Барберини. 1625—1663 гг. Рим. 12 |