|
КУБИЗМ К началу XX столетия
— времени рождения кубизма — мастера предыдущего поколения уже сильно
пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе
стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример
свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела, и
при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к
появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна — в 1904 и 1906
гг. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса...» можно
считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. В Даже самые чуткие знатоки
современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и
русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же
оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. А некоторые художники
сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. Интересно, что среди
последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). «Ты пишешь картины,
как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он
Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и
фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических 543 Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. Музей современного
искусства, Нью-Йорк. форм: кубов, конусов,
полусфер, цилиндров. Однако спустя короткое время
Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей
персональной выставке Спустя два года кубистические
объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их
картинах стали прерывистыми, Грани же представали не в положенных по законам
перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные
объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара»
(около ФЕРНАН ЛЕЖЕ (1881—1955) Фернан
Леже, сын нормандского крестьянина, приехал в Париж в |