Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

После Первой мировой войны (с первых её дней Леже находился в действующей армии) главной те-

мой живописца стала техника, кото­рую он воспевал как разумный мир надёжных и слаженных форм («Ме­ханические элементы», 1924 г.); даже человеческая фигура уподоб­лялась механизму («Аккордеонист», 1926 г.). Но с 1927 г. Леже возвра­тился к образам живой натуры («Ба­бочки и цветы», 1937 г.). Панно «Передача энергии» для «Дворца открытий» на Всемирной выставке 1937 г. выражает идею гармонии мира, где современная техника вы­ступает прямым продолжением природы.

В 1940—1945 гг. Леже жил в эмиграции в США. Одна из луч­ших работ художника той поры — эскиз гобелена «Небо Франции» (1942 г.) с его сдержанной, но сильной палитрой.

После возвращения на родину Леже много работал как декоратор, выполнял мозаики (фасад универси­тета в Каракасе, 1954 г.), витражи

(церковь в Оденкуре близ Бельфора, 1951 г.), керамическую скульп­туру («Шагающий цветок», 1952— 1953 гг.) и гобелены.

Фернан Леже. Ступени. 1914 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

544

 

 

 

Пабло Пикассо.

Портрет А. Воллара. Около 1910 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

Жорж Брак.

Натюрморт со скрипкой и кувшином. 1910 г.

Художественный музей. Базель.

Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1906 г. Художественный музей, Берн.

Предельно упрощённое изображение не предполагает в пейзаже таких «подробностей», как, например, окна домов. Поэтому дома здесь смотрятся россыпью кристаллов. Диаго­нальные линии (дерево на первом плане, крыши), асимметричные контуры привносят в картину движение, но не выстраивают перспективы. Панорама пейзажа передана высо­кой линией горизонта.

можность рассмотреть, из чего со­стоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Подчас в дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму, и тогда художники ста­ли делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет, например колки скрипки или горлышко бу­тылки. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музы­кальных инструментов и т. д.) и ма­териалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Например, в карти­не Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г.) сами эти предметы изобра­жены сухо и схематично, словно на­рисованы карандашом. А главный акцент художник делает на газетных вклейках и рельефе дверной пане­ли, которые помещены на первом плане. Коллаж стал весьма популяр­ным в среде кубистов. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующе­му своему этапу — синтетическо­му. Здесь образ уже не разлагается,

*Коллаж {франц. collage — «наклеивание») — техниче­ский приём в изобразитель­ном искусстве, наклеивание на какую-либо основу мате­риалов, отличающихся от неё по цвету или фактуре; произведение, выполненное в этой технике.

545

 

 

 

а собирается, синтезируется из от­дельных атрибутов, характерных де­талей (Ж. Брак «Композиция с тре­фовым тузом», 1913 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz