|
Если в сезанновский период кубизма
дома, деревья, горы, человеческое тело, посуда как бы состояли из одной
универсальной материи, а художника занимала только форма, объём, то теперь
важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов.
Сочетания различных поверхностей на холсте были очень декоративны. Эта черта
кубистической живописи ещё ярче проявилась в овальных композициях. Их даже
стали именовать рокайльным кубизмом — по названию
самого причудливого и склонного к украшениям стиля (П. Пикассо «Музыкальные
инструменты», Пабло Пикассо. Музыкальные инструменты. Жорж Брак. Композиция с трефовым
тузом. Национальный музей
современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж. Хуан Грис. Завтрак. В отличие
от других кубистов, предпочитавших жёлтый, серый или коричневатый цвета, Грис
использовал яркие краски. Он не разбивал свой натюрморт на небольшие
«осколки», а, напротив, выстраивал его крупными формами, которые словно играют
роль реальных предметов. Утреннюю газету изображает вклеенный газетный
заголовок, посуду и кухонную утварь — ящички с нарисованными на них
фрагментами графина и кофейной мельницы. 546 Соня Делоне. Электрические призмы. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж. Робер Делоне. Эйфелева башня. Робер Делоне. Круглые формы. Солнце, Луна. 1912—1913 гг. Художественный
музей, Амстердам. Яркими представителями кубизма
во Франции были Хуан Грис (1887—1927), Фернан Леже, Робер Делоне (1885—1941),
Луи Маркуси (1878—1941). Они, как и многие другие художники, привносили свои нюансы и особенности в
развитие этого направления. Некоторых художников
кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному,
абстрактному искусству. Ведь 547 если зрителю позволено рассмотреть
предмет одновременно с разных точек зрения, а точек таких может быть сколько
угодно, то в этом бесконечном «перечислении» ракурсов сам предмет просто
потеряется, исчезнет. Прорыв из кубизма в область абстракции
произошёл через орфизм. Так поэт Гийом Аполлинер
назвал творческую манеру Робера и Сони Делоне (1885—1979), считая, что их
произведения, подобно музыке древнегреческого героя Орфея, завораживают и
очаровывают людей, наполняя их сердца радостью. Сам Робер Делоне не очень
доверял этому определению и именовал своё искусство чистой живописью, движением
цвета в свете, симультанной (от франц. simultane — «одновременный»), а иногда, играя словами, синхромной (от греч. «син» — «вместе» и «хрома» — «цвет») живописью. Смысл
её заключается в том, что при взгляде на предмет художник прежде всего, помня
о законах физики, извлекает разложенный на составные цвета световой поток.
Теория «чистой живописи», как и многие другие теории модернизма, не очень
понятна и не очень конкретна. Но картины супругов Делоне сами по себе не
нуждаются в пояснениях. Многоцветные круги, похожие на весёлые детские мячики,
радужные арки, спирали празднично ярки и радостны. А парижанки, которые
щеголяли в «симультанных» нарядах из ателье Сони Делоне, совсем не задумывались
о значениях терминов. Большинство художественных течений, возникших в начале XX столетия,
остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. Кубизму же была
суждена долгая жизнь. И в сегодняшнем искусстве часто можно наблюдать
результаты его пластических экспериментов. |