|
Практиковались и другие новоизобретённые
техники (всего их насчитывалось около тридцати), например фроттаж (франц. «натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на
пол и натёр её графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе
выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используя 563 Макс Эрнст. Дева наказывает Иисуса в
присутствии А. Б., П. Е. и художника. любую негладкую поверхность.
Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. Австрийский
художник Вольфганг Паален (1905—1959) изобрёл фюмаж
{франц. «копчение»), при котором использовались следы на бумаге или
холсте от копоти свечи. Однако эксперименты с различными
техниками не были основным признаком изобразительного искусства сюрреализма. В
книге «Сюрреализм в живописи» ( Картины Ива Танги (1900—1955)
«Мама, папа ранен!» ( Ив Танги. Лента излишеств. Частное собрание. Ив Танги. Мама, папа ранен! Музей современного
искусства, Нью-Йорк. 564 метами-существами, выписанными
с убедительной конкретностью. Совсем иная интонация в не менее
загадочных по характеру картинах бельгийского художника Рене Магритта
(1898—1967). На картине «Шедевр, или Мистерия горизонта» ( Героев Магритта очень трудно
назвать одушевлёнными, несмотря на то что они хорошо и точно выписаны. Поэтому
превращения, происходящие с ними, — неожиданное растворение в пространстве
(«Чёрная магия», вполне соответствуют ещё одной
идее сюрреализма, идее «промежуточности». Литераторы изобретали
«промежуточные слова», вроде «облаколенопреклонение». У Магритта в «Красной
модели» ( |