|
СЮРРЕАЛИЗМ Слово сюрреализм
{франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в
общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от
реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то
начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом
Андре Бретоном в Сюрреалистические группы постоянно
обновлялись. Поэтому за всё время существования движения с ним оказалось
связано множество художников, определивших развитие искусства XX в.
Начиная с 30-х гг. выставки сюрреалистов стали международными. В предысторию сюрреализма неизменно
включается «этап дада». Действительно, сюрреализм многое почерпнул из
легкомысленных открытий дадаизма, отринув, правда, его насмешливость. Дадаисты
Ханс Арп, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и другие составили ядро
нового движения. Сюрреализм использовал ключевые приёмы дада — «реди-мэйд»,
«автоматическое письмо», совмещение в одном произведении образов, лишённых
логических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философией Анри Бергсона,
который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией.
Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психолога Зигмунда Фрейда
о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений
для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека. Принцип психоанализа, разработанный
Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек,
отталкиваясь от какого-либо слова, представления, образа из сновидений и т. п.,
высказывает все, без разбору мысли, которые приходят в голову. Так же рождается
сюрреалистический образ: он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е.
произвольного с точки зрения обыденной логики соединения в тексте либо на
холсте различных слов или изображений. Считалось, что именно в этих слу- 562 Андре Массон. Медитация на дубовом
листе. 1942. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Макс Эрнст. Она хранит свою тайну. Собрание Пенроуз, Лондон. чайных «встречах» могут обнаружиться
черты ощущаемой, но скрытой для разума поэтической реальности. Ещё в ...Ночь страны гнева Финансы морская соль Осталась прекрасного лета ладонь Сигареты умирающих. Вообще коллективное творчество
характерно для сюрреалистов. Поэтому они так любили всевозможные игры, в
частности игру в слова. По её правилам игрок записывал слово и, перегнув
листок, передавал соседу. Тот, не видя предыдущего, вписывал своё слово.
Однажды составилась фраза, которая всех восхитила: «Изысканный труп будет пить
прекрасное вино». С тех пор игру называли «Изысканный труп», а со временем её
видоизменили: стали не писать, а рисовать. Методом графического автоматизма
начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, французский
художник Андре Массон (1896—1987). Индийской тушью он водил по бумаге.
Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при
последующем движении руки изменялись. Птица могла превратиться в женщину, а
затем в каплю, и наоборот. Художника завораживал этот процесс. Подчас
рождались очень цельные композиции, наполненные «знаками» людей, животных,
растений или непонятными, таинственными узорами. |