|
Марсель Дюшан. Фонтан. воспроизведение утраченного оригинала Галерея Шварц, Милан. 560 Франсис Пикабиа. Дитя-карбюратор. Собрание Пегги Гуггенхейм,
Венеция. тан и его друг Франсис Пикабиа
(1879—1953) постоянно скандализировали американскую публику. Пикабиа выполнял
абстрактные акварели и «механоморфные» композиции, которые выглядели
точь-в-точь как инженерные схемы. Этих двух художников с полным правом можно
считать обитателями интернационального «Дадаленда», как назвали позже сферу
распространения идей дадаизма. Космополитизм дада резко противостоял
государственному национализму Франции, Италии, Германии. Пафос всеобщего
отрицания, усиленный поражением Германии в войне, привёл в центры дадаизма,
возникшие в Берлине, Кёльне, Ганновере, самых разных художников. Они выпускали
«Дада-альманах» и много журналов, в том числе «Вентилятор», «Дада под открытым
небом», «Мерц». На выставках дадаистов можно было видеть антивоенные
карикатуры Георга Гросса, ассамбляжи Отто Дикса, фотомонтажи Рауля Хаусмана
(1886—1971), абстракции Василия Кандинского, Пауля Клее. Ханс Арп впервые показал живописные
композиции, выполненные по принципу «автоматического письма»: художник как бы
отключал сознание и творил импровизации
из пятен и линий, не руководствуясь никакой предварительно поставленной
задачей. Курт Швиттерс (1887—1948) в
Ганновере из различных отходов — проволочек, верёвочек, билетов, консервных
крышек — делал коллажи, в которых в отличие от кубистических композиций краска
перестала служить живописным задачам. Она лишь накладывалась сверху на весь
этот предметный рельеф. Свои художественные объекты Швиттерс называл «мерцы»
(сокращение немецкого слова Kommerzbank —
«коммерческий банк»). Художник из Кёльна Макс Эрнст
(1891 — 1976) был неистощимым изобретателем: в одном произведении он соединял
самые разные Курт Швиттерс. Мерц 25A. Созвездие. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия,
Дюссельдорф. 561 материалы, техники и методы,
например рисунок, гравюру, журнальную репродукцию. Предметы вырывались из
привычной среды и вступали в новые связи. Художник называл это «случайной
встречей двух различных реальностей на неподходящем плане». На знаменитой выставке дадаистов
В |