|
Впрочем, помимо непонятного
названия дадаизм преподнёс публике множество гораздо более любопытных
загадок. Например: какое вообще отношение он имеет к художественному
творчеству? Ведь главной его идеей было последовательное разрушение какой бы
то ни было эстетики. Дадаистов даже нельзя было упрекать в чём-либо, поскольку
они сами провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего,
ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». Ошарашенные
зрители, естественно, ничего и не понимали, а потому каждое публичное
выступление дадаистов заканчивалось крупным скандалом. Родилось движение в Швейцарии,
нейтральном государстве, куда в годы Первой мировой войны стекались дезертиры
из разных стран. Среди них оказались художники и литераторы. В Мировая катастрофа опрокинула
все представления о порядке вещей и здравом смысле. Бессмыслица происходящего
оправдывала крайний протест против любой, даже «революционной» культуры. Ведь
она была не способна ни повлиять на это безумие, ни остановить его. Мир
разваливался на глазах в циничной самоубийственной войне, однако политики
продолжали выступать с высокопарными лозунгами. И дадаисты презирали его,
смеялись над ним, дразнили и провоцировали. Футуристы тоже сбрасывали традиции
«с корабля современности», но сразу же провозглашали собственные ценности. В
этом была принципиальная разница: при всём разрушительном пафосе футуризм был
предельно серьёзен, дадаисты — играли. Поэты декламировали бессвязные
наборы слов (причём обычно хором). Счёт из прачечной мог быть прочитан как
стихотворение. Танцевали на дада-вечерах в мешках. Художники демонстрировали
композиции, в которых не усматривалось ни малейшего смысла. В абстракциях 559 Марсель Дюшан. Велосипедное колесо на табуретке. воспроизведение утраченного оригинала Галерея Шварц, Милан. Марсель Дюшан. Мона Лиза с усами. Частное собрание. или коллажах они произвольно
совмещали разные предметы, нисколько не заботясь о какой бы то ни было
цельности. В отрицании любых общепринятых
ценностей дадаизм имел предшественников. С |