|
Главное средство выразительности
в работах Пикассо «голубого периода» — линия. Монохромность (одноцветность)
картин лишь подчёркивает напряжённую силу замкнутого контура. В 1905—1906 гг. Пикассо уже постоянно
жил в Париже. На дверях его скромного ателье на Монмартре (районе в Париже, где
селились бедные художники, литераторы, музыканты) висела табличка: «Место
встречи поэтов». Среди друзей Пикассо — поэты-авангардисты Гийом Аполлинер,
Жан Кокто, Поль Элюар. Он сблизился с художниками молодого поколения и вскоре
стал центральной фигурой этого сообщества. Постепенно Пикассо изменил
цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название — «розовый период»),
общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового периода»
— бродячие артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочён прочнейшими
узами душевного родства, братства, общей судьбы 549 и трудов. Художник изображал
их на фоне странных пустынных ландшафтов. Эта, казалось бы, реальная среда
выглядит как иная планета, загадочное пространство, отделяющее его наивных и
мудрых героев от всех остальных людей. В конце «розового периода» у
Пикассо появились картины, навеянные античной классикой, — с обнажёнными
юношами, ведущими и купающими лошадей («Мальчик с лошадью», 1905—1906 гг.;
«Водопой», Мастер обращался и к скульптуре,
которую называл «комментарием к живописи», много работал в графике. Как и
некоторые другие художники его поколения, он пленился африканской скульптурой,
обнаружив в ней наивную чистоту и непосредственность, способные обновить
художественное сознание. В Позже, в период так называемого
аналитического кубизма, усложняя свою задачу, Пикассо дробил изображение,
превращая его в мозаичный узор. Такова «Девушка с веером» (19Ю г.).
Пикассо-кубист расчленяет форму, чтобы прочувствовать и точнее передать
составляющую её материю. Но разрушающее начало здесь не главное. Важнее, что
из мозаики деталей художник созидает на холсте новую гармонию и новую форму. В третий кубистический период
своего творчества — период синтетического кубизма — помимо картин Пикассо
создал серию коллажей. Обрывки газет, визитные карточки, табачные обёртки,
«вмонтированные» в картины, в его руках становились эффектным художественным
средством. Парадоксально и неожиданно сочетал он реальные предметы с красочной
поверхностью («Мандоли- Пабло Пикассо. Девушка с веером. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. Пабло Пикассо. Кларнет и скрипка.
1912—1913 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 550 |