Предыдущая Следующая
Пабло Пикассо.
Занавес к спектаклю
«Парад». 1917 г.
Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.
на и кларнет», 1914 г.; «Голова быка», 1943 г.).
В 1917 г. русский театральный
и художественный деятель Сергей Павлович Дягилев пригласил Пикассо сделать
декорации и костюмы к балету «Парад» на музыку Эрика Сати (либретто Жана
Кокто). Премьеру сопровождал скандал. «Оживший кубизм» на сцене шокировал публику.
А занавес, на который Пикассо «вывел» излюбленных персонажей «розового периода»
— Арлекина, гитариста, жонглёра, маленькую акробатку, а также белого крылатого
коня, вызвал недовольство собратьев-художников. Они посчитали это изменой
строгим принципам кубизма.
Вероятно, для подобных упрёков
были основания. Никогда Пикассо не чувствовал себя замкнутым в рамках
какого-либо одного течения. Так, в оформлении балета «Парад» проявился его
интерес к классическому искусству, а в 20—30-х гг. в творчестве мастера стали
заметны сюрреалистические тенденции. Художественная манера, методы и приёмы
менялись вне видимой логики и часто сосуществовали одновременно. Поэта
Владимира Маяковского, побывавшего в 1922 г. в мастерской Пикассо, удивило, что он
не нашёл у мастера никакого «периода»: «Самыми различнейшими вещами полна его
мастерская... И все эти вещи помечены одним годом». Мир менялся на глазах, и
искусство Пикассо живо отзывалось на события своего времени.
В 1936 г., когда в Испании
началась гражданская война, Пикассо поддержал республиканцев, выступив против
сторонников генерала Франко. Ночью 26 апреля 1937 г. германские самолёты
разбомбили Гернику, маленький городок на севере Испании. Погибли две тысячи
жителей, были уничтожены памятники старины, архивы. Картина «Герника» (1937 г.) — полотно громадных
размеров (почти восемь метров в длину и три с половиной в высоту) — пронизано
насилием, оно источает ужас и боль. Из всего многообразия цветов художник
использовал здесь только белый, чёрный и серый. В мозаике фрагментов
выделяются фигуры бегущей женщины, раненой лошади, погибшего воина, матери,
рыдающей над бездыханным телом малютки... При символичности и
иносказательности, при кажущейся
*В древнегреческой мифологии
от удара копытом крылатого коня Пегаса на горе Геликон забил источник, из
которого черпали вдохновение поэты.
**Гражданской войной
(1936—1939 гг.) завершилась революция в Испании (в 1931 г. была свергнута
монархия и провозглашена республика; в 1936 г. на выборах победил Народный фронт, где
главную роль играли коммунисты и социалисты). Противники республиканского
правительства подняли в 1936
г. военный мятеж, который поддержали Германия и Италия.
Он закончился установлением диктатуры генерала Франсиско Франко. В 1975—1978
гг. в Испании была восстановлена конституционная монархия.
551
Пабло Пикассо.
Герника. 1937 г. Музей королевы Софии
Мадрид.
Пабло Пикассо.
В ателье скульптора.
Офорт. 1933 г.
незавершенности отдельных
деталей картина разрушения выглядит потрясающе достоверно. Спустя несколько
лет в Париже во время обыска у Пикассо немецкий генерал, указывая на
репродукцию «Герники», спросил: «Это вы сделали?». Художник ответил: «Нет, это
сделали вы!». Прямой противоположностью «Гернике» но настроению является
живописный ансамбль (двадцать семь панно и картин), выполненный в 1946 г. для замка княжеской
семьи Гримальди в Антибе — курортном городе на Средиземноморском побережье
Франции. Название панно в первом зале замка — «Радость бытия» — определяет
тему всего ансамбля. Тут фавны, играющие на свирели, многочисленные обнажённые
женские фигуры, обитатели моря и сказочные существа, живущие в гармонии с
природой. Предыдущая Следующая
|