Предыдущая Следующая
На протяжении всей жизни Пикассо
с увлечением занимался графикой. «Я не знаю — хороший ли я живописец, но я
хороший рисовальщик», — утверждал Пикассо.
Изысканная, трепетная контурная
линия отличает его офорты к произведению древнеримского поэта Овидия
«Метаморфозы» (1930 г.),
В 1933—1934 гг. по заказу Амбруаза Воллара Пикассо создал сто офортов, которые
были изданы отдельным альбомом под названием «Сюита Воллара». Мастер
использовал разные приёмы: на одном листе рядом с лёгким контурным силуэтом
могла появиться фигура, выполненная густой тёмной штриховкой.
Дух разрушения, угроза мировой
катастрофы, чутко уловленные художником, вылились в образы фантастических
агрессивных чудовищ в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.).
Тема «Художник и его модель»,
в которой воплотились размышления
552
Пикассо о тайне жизни и
искусства, проходит через всё творчество мастера. Ей посвящены офорты из «Сюиты
Воллара» (сорок шесть листов называются «В мастерской скульптора», ещё четыре
изображают «Рембрандта и молодую женщину») и не включённые в неё композиции,
созданные тогда же. В цикле «Человеческая комедия» (1953—1954 гг.) Пикассо
вновь вернулся к этой теме.
Начиная с 1947 г. Пикассо десять лет
жил в Валлорисе, городе на юге Франции. Здесь в 1952 г. в старой, уже давно
не действующей капелле, он расписал стены крипты — небольшого сводчатого
коридора под алтарём. В одной композиции представлены персонажи и атрибуты
«Войны» — похоронные дроги, силуэты погромщиков, сама Война с окровавленным
ножом и рыцарь Мира, преграждающий ей путь. Другая изображает «Мир» — пляшущих
и играющих человечков, крылатую лошадь. На стене в конце коридора — солнце с
лучами-колосьями. Как признался однажды сам художник, он желал, чтобы люди
входили в его «Храм мира» со свечами и шаг за шагом высвечивали из темноты
фрагменты росписи. В Валлорисе Пикассо увлёкся искусством керамики. На блюдах,
вазах и чашах вновь и вновь появлялись его любимые персонажи — фавны и
кентавры, тореадоры и фантастические женщины, быки и голубки. Керамические
мастерские в Валлорисе, сохранив «марку» Пикассо, продолжают тиражировать
изделия, придуманные художником.
Испания и Франция с равным
правом называют Пабло Пикассо «своим» мастером. Сам же он стал для
современников воплощением понятия «художник XX века».
ФУТУРИЗМ
Новые течения в искусстве
нередко заявляют о своём появлении публикацией художественных программ и, как
правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия».
В громкости подобных заявлений
представителям футуризма не было равных. Это естественно: само название футуризм (от лат. futurum — «будущее») говорило об их намерении создавать новое искусство,
искусство будущего, приверженности к переменам и о решительном отказе от
традиций.
Основатель движения Филиппо
Томмазо Маринетти (1876—1944), итальянский поэт, опубликовал первый манифест
футуризма на страницах парижского журнала «Фигаро» в феврале 1909 г. «Главными элементами
нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт». «Нет шедевров без
агрессивности», — провозглашал он. Программ и манифестов у футуристов было
очень много — гораздо больше, чем творческих достижений. Например: «Убьём свет
луны» (1909 г.)
или «Манифест против „Монмартра"» (1913 г.). А кроме того, проходило множество
устных выступлений, футуристических вечеров. Громкое Предыдущая Следующая
|