|
Умберто Боччони. Атака улан. Фигура
скачущей лошади в этой и других работах Боччони («Упругость», «Материя», обе 553 эхо футуризма звучало и в
Париже, и в России, но его идеологическим центром была Италия. Здесь набирало
силу националистическое движение, позже приведшее к установлению фашизма.
Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира», с культом сильного
кулака и агрессии пришёлся, что называется, «ко двору». Под первой, собственно художественной
программой, «Манифестом художников-футуристов» (11 февраля В чём его главное содержание?
Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде
всего движение. И конечно же, прославление машины, индустриализации,
урбанистической цивилизации. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на
полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это
будет само динамическое ощущение...» — заявляли футуристы. Передача движения
достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются
мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по
кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они
показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы
легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали
в «застылости». Подчас разложение движения доводит
изображение до абстракции, как это происходит, например, в циклах Баллы
«Скорость-Пейзаж» ( В футуристическом искусстве не
следует искать глубокого психологизма, интереса к внутреннему миру человека.
Напротив, культ машины вдохновлялся мечтой о «создании механического человека
с заменимыми частями». В Однако всё это было уже отзвуком
былого футуристического шума. Постепенно футуризм растворился в других
художественных течениях. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ
ЖИВОПИСЬ Кружок живописцев-метафизиков
возник в Италии в годы Первой мировой войны. Основатель и наиболее яркая
фигура этого течения — Джорджо Де Кирико (1888— 1978). В |