|
С Джакомо Балла. Динамизм собаки на
поводке. 554 Джорджо Де Кирико. Тайна дня. Творческие взгляды Де Кирико
были диаметрально противоположны футуризму с его культом безудержного
движения. Художник поэтизировал вечный покой. Любимый его образ — южный город
летом, в жаркие послеполуденные часы, когда жители сидят по домам и улицы пустынны;
когда свет достигает предельной силы, а тени — предельной глубины. В этой
«спокойной и бессмысленной красоте вещества» он чувствовал близость к истине,
к первооснове мира, которая, впрочем, всегда остается тайной для человеческого
разума. «В тени человека, идущего солнечным днём, — утверждал Де Кирико, —
заключено больше тайны, чем во всех религиях». «Тайна» — любимое слово в
лексиконе художника. «Что же мне и любить, как не тайну?» — написал он на обороте
автопортрета Художник, кажется, намеренно
забывает академические уроки мастерства. Грубо очерченные формы и чистые
краски, привычные автору детали средиземноморского городского пейзажа —
башня, бассейн, аркада — выражают его идеал простоты и постоянства. Но
обыденность мира обманчива. Средь бела дня привычные предметы обретают потустороннюю
силу: могучая башня словно ракета, готовая оторваться от земли («Ностальгия по
бесконечному», В Джорджо Де Кирико. Ностальгия по бесконечному.
Музей современного
искусства, Нью-Йорк. Джорджо Де Кирико. Башня. Дом искусства, Цюрих. 555 Джорджо Моранди. Натюрморт. Джорджо Де Кирико. Ум ребёнка (Вспоминающий). (1890—1964) и порвавший с футуризмом
Карло Карра (1881 — 1966). Художественный кругозор Де Кирико и его
последователей в эти годы ограничен тесным миром мастерской. Основная тематика
их творчества — геометрия простых предметов, взаимоотношения живого и
неживого — находит выражение в натюрмортах или в фантастических композициях с
фигурами, составленными из манекенов и портновских лекал. «Метафизический художник знает
слишком много. В его голове, в его сердце запечатлено слишком много вещей, и
отзвуков, и воспоминаний, и предзнаменований... и вот он снова и снова
разглядывает потолок и стены своей комнаты; и окружающие его предметы; и
людей, проходящих внизу по улице, — но всё это уже не имеет ничего общего с
логикой прошедшего, настоящего и будущего». Эти слова Де Кирико дополняет его
картина «Ум ребёнка» («Вспоминающий», |