ХОАН МИРО
(1893—1983)
«Самым красивым пером на шляпе
сюрреализма» назвал испанского художника Хоана Миро основатель течения Андре
Бретон.
Миро родился в столице Каталонии
Барселоне. Отец его был ремесленником — часовщиком и золотых дел мастером, а
сына он мечтал видеть бухгалтером. Однако единственным предметом, который
увлёк Миро в общеобразовательной школе, стало рисование. Он упросил отца
позволить ему учиться в школе ремёсел, а затем в художественной.
Кипящая культурная жизнь Барселоны
пробудила у молодого художника интерес к современным открытиям в
изобразительном искусстве. И как это часто случается в начале творческого пути,
в поисках собственного художественного языка он колебался от вполне реалистической
манеры до усвоения приёмов живописи Сезанна, Ван Гога, Матисса,
экспрессионизма и кубизма. В 1918
г. в Барселоне состоялась первая персональная выставка
двадцатипятилетнего художника.
В 1919 г. Миро удалось осуществить
свою мечту — он приехал в Париж, который покорил его, как и многих других
художников. В апреле 1921 г.
здесь прошла персональная выставка Миро, поддержанная знаменитым земляком —
Пабло Пикассо, который приобрёл его «Испанскую танцовщицу» (1921 г.).
572
Хоан Миро.
Вспаханное поле. 1923—1924
гг.
Музей Гуггенхейма,
Нью-Йорк.
Хоан Миро.
Каталонский пейзаж.
Охотник. 1923—1924 гг. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
К 1924 г. — тогда художник
работал в Париже — в творчестве Миро произошла существенная перемена. Он
страстно увлёкся живописным автоматизмом. Два полотна 1923—1924 гг., которые
Миро привёз в Париж из испанской провинции (из местечка Монтройч, где он
часто проводил время в детстве и куда на протяжении всей жизни ездил отдыхать
и работать), ознаменовали собой начало нового этапа. Первая из этих картин —
«Вспаханное поле» — ещё населена узнаваемыми «персонажами»: улитка, рыбка,
кролик, дерево с наростом-ухом на стволе и кроной-глазком. А вот в полотне
«Каталонский пейзаж. Охотник» язык Миро обретает черты тайнописи. Пространство
поделено волнистой границей по горизонтали лишь на две цветовые зоны, в
которых «плавают» разноцветные и разновеликие геометрические фигурки,
вспыхивают язычки пламени. Тончайшими нитями ассоциаций и намёков объединяются
геометрические фигуры, магические знаки и символы человеческой культуры:
лестница, связующая небо и землю, солнце и луна как противостояние мужского и
женского начал. В этот «хор» вливается слово.
Буквы, слова, надписи прочно
вошли в живописный словарь Миро. Подчас прихотливо бегущие, кудрявые строчки
становились, наряду с линией, основным выразительным средством, как в
картинах-поэмах 1925 г.
«Ах, это один из тех, кто всё это сделал», «Звёзды и улитка». Такие
пристрастия иногда приписывают дружбе Миро со многими поэтами.
Миро был официально принят в
группу сюрреалистов в 1924 г.
С 1925 г.
ежегодно и уже с неизменным успехом проходили его персональные выставки, но и
в совместных мероприятиях сюрреалистов Миро участвовал охотно. В его картинах
появлялись странные формы, похожие на амёбы, которые витали в пустом
пространстве, двоились, менялись, растворялись...
Главная Следующая