|
Поездки в Монтройч в 1926 — 1927
гг. привнесли новую ноту в живопись Миро. Картины стали менее загадочны, в их
наивности обнаружился тонкий лиризм. Так, в «Собаке, лающей на луну» ( Ещё одно путешествие, на этот
раз в Голландию. Посещение её музеев одарило Миро новой темой — в своей яркой,
упрощённой, линеарной манере он создал несколько 573 Хоан Миро. Собака, лающая на луну. Музей искусств,
Филадельфия. изящных вариаций на темы
классических полотен — «Голландский интерьер» ( Однако сразу же вслед за этим
Миро резко изменил свою технику и четыре года, с 1929 по Во второй половине 30-х гг. в
работах Миро исчезла обычная для него мирная интонация. В предчувствии трагических
событий, а затем и с началом гражданской войны в Испании сознание художника переполнилось
оскаленными монстрами, отталкивающими личинами. Все они, вопящие, корчащиеся,
угрожающие и страдающие, воплощались в его работах. Только общение с природой
(почти год, с августа 1939 по май Волнистые линии и выразительные
пятна-кляксы подчас воспринимаются как абстрактные элементы композиции, но
Миро всегда опровергал такое понимание (вернее, непонимание) своего
творчества. Хоан Миро. Верёвка и фигура 1. Музей современного
искусства, Нью-Йорк. Хоан Миро. Полёт птицы вокруг женщины
с тремя волосами. 574 «Для меня форма никогда не бывает
абстрактной, — говорил художник. — Она всегда — звезда, человек или ещё
что-нибудь». После войны, продолжая свои
живописные фантазии, Миро много внимания и сил уделил керамике, литографии,
гравюре на меди, скульптуре, прикладному искусству. Он работал над панно для
здания ЮНЕСКО. Большие выставки художника
проходили в крупнейших галереях многих культурных центров мира. Миро —
признанный мастер, имя его прочно связано с сюрреализмом. Однако Хоан Миро,
несомненно, создал свой собственный стиль — праздничный, наивный и ироничный,
способный на волшебные преображения и открытия и при этом полный доброй
надежды. АБСТРАКТНЫЙ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ Абстрактный экспрессионизм
(другое название — нью-йоркская школа) сформировался
на Американском континенте. С началом Второй мировой войны в США эмигрировали
многие звёзды европейского авангарда (Пит Мондриан, Макс Эрнст, Андре Бретон,
Сальвадор Дали и др.), что не могло не отразиться на общей художественной
обстановке. |