|
Один из основателей абстрактного
экспрессионизма Аршил Горки (1904—1948) познакомился в начале 40-х гг. с
прибывшим в Нью-Йорк сюрреалистом Андре Бретоном, с живописью Хоана Миро.
Увлёкшись автоматизмом и примитивной символикой Миро, Горки тоже стал населять
свои полотна некими плавающими в отвлечённом живописном пространстве
фигурками, которые Бретон называл «гибридами» («Печень и гребешок петуха», Ещё более смело использовал
метод спонтанного автоматизма Джексон Поллок (1912—1956). Он отказался от
подрамников и, расстилая холст на полу, беспорядочно набрызгивал на него краску
из тюбиков или банок. Такую технику назвали дриппинг, что в
переводе с английского значит «капающий». Аршил Горки. Печень и
гребешок петуха. Художественная галерея
Олбрайт-Нокс, Буффало. Аршил Горки. Агония. ЮНЕСКО — Организация
Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры со штаб-квартирой
в Париже; существует с 575 Джексон Поллок. Без названия. Около Марк Ротко. Номер 10. Дриппинг стал одним из методов
живописи действия (или живописи жеста). «Живопись действия» отвергала
традиционно окрашенную поверхность картины. Краска появлялась на полотне или
на бумаге как след свободного жеста, произвольного движения руки. Считалось,
что любое бессознательное действие есть отражение характера и психологического
состояния художника, и именно в этом заключается смысл изображения. Однако в полотнах Поллока, как
бы ни были они густо «заляпаны», чувствуется забота о декоративном
распределении красок, о сочетаемости пятен, а значит, контроль со стороны
автора, сознательность построения композиции. Один из характерных признаков
абстрактного экспрессионизма — крупный масштаб работ (некоторые холсты
более пяти метров в длину). Марк Ротко (1903—1970) также создавал
«монументальные» полотна, но, в отличие от «живописцев действия», закрашивал
их большими цветными плоскостями. Иногда он оставлял между ними не покрытые
краской участки, полагая, что это должно возбудить воображение зрителя. Произведения Барнетта Ньюмана
(1905—1970) обычно строились на контрасте вертикальной цветной полосы и
обширного яркого поля. Создавая их, художник помимо соотношения между «лентой»
и общим красочным фоном учитывал и соразмерность всей картины в целом с
масштабом стены, на которой она будет висеть. Таким образом стирались границы
между живописью и реальным пространством. Сам Ньюман считал свои работы не
просто формальными упражнениями, а 576 вкладывал в них особый смысл и
давал соответствующие названия. Фрэнк Стелла (родился в |