|
585 и объединения. Однако во
второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать всё
нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие
мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в
печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной
удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного
искусства. Государственная идеология
выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм — очередной вариант академического
искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. В АРХИТЕКТУРА В результате национализации
земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных
работ в советской России стало государство, т. е. правящая коммунистическая
партия. Но в первое послереволюционное десятилетие её идеологический диктат
ещё не сказывался на искусстве архитекторов. Открытые конкурсы, дискуссии,
оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили
картину небывалого творческого подъёма конца 10-х и 20-х гг. XX в.
Тогда в зодчестве видели символ преобразования общества, строительства «нового
мира». Спектр направлений был очень широк: от продолжения традиции
неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства. Зодчие-традиционалисты
пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошлого,
обобщая их, придавая им большую выразительность. Весьма популярным было
наследие зодчества Древнего Востока. Его простой и ёмкий язык, его мотивы,
говорящие о вечности и бессмертии, активно использовались в мемориальных ансамблях,
таких, как памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде
(1917—1919 гг., архитектор Лев Владимирович Руднев), Мавзолей В. И. Ленина в
Москве (1924—1930 гг., архитектор Алексей Викторович Щусев). Ярким примером технического
новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в Алексей Щусев. Мавзолей В. И. Ленина.
1924—1930 гг. Москва. 586 Владимир Шухов. Радиобашня. Константин Мельников. Дом культуры им. И. В. Русакова. 1927—1929 гг. Москва. евича Шухова (1853—1939). Он
одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны —
гиперболоиды, имевшие большое будущее в мировой строительной практике. Архитектурная жизнь 20-х гг.
во многом определялась деятельностью творческих группировок В |