|
Художественный облик «Бубнового
валета» в основном определяли живописцы, считавшие себя последователями Поля
Сезанна. В картинах французского мастера их привлекала некая глубинная
энергия цвета и пространства, чувствующаяся в каждом предмете, изображённом
художником. Поэтому центральное место среди произведений членов «Бубнового
валета» занимали любимые жанры Сезанна — пейзаж и натюрморт. Помимо этого они
интересовались поисками Анри Матисса и его друзей кубистов. В творчестве Петра Петровича
Кончаловского (1876—1956) влияние Сезанна сочеталось с примитивизмом,
проявившимся сильнее всего в портретах. В изображении ребёнка («Наташа на
стуле», Пётр Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. 598 Илья Машков. Снедь московская. Хлебы. Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. Произведения Ильи Ивановича
Машкова (1881 — 1944) прекрасно демонстрируют особенности «русского
сезаннизма». В натюрморте «Синие сливы>> ( Совершенно иные задачи решал в
своих работах Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943). Попытавшись
представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные
формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной
площади («Василий Блаженный», похожей на мозаику. Лентулов
старался украсить свои картины как только возможно: он наклеивал на них
золочёную гофрированную бумагу, золотые и серебряные звёзды. Несмотря на то
что знаменитые храмы легко узнать, картины воспринимаются не как архитектурные
пейзажи, а как калейдоскопы сверкающих и переливающихся красочных пятен. В области пейзажа очень интересны
работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886—1958), также близкие по стилю Сезанну.
В композиции «Старая Руза» ( Роберт Фальк. Старая Руза. 599 Александр Куприн. Натюрморт с синим
подносом. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. сделать все элементы картины —
дома, землю, небо — предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они
созданы из одной материи. Как и Машков, Фальк тяготел к густым краскам,
которые у него приобретали особенно терпкий оттенок. Однако тональность
полотна не столь яркая; даже рыжие и
желтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными
тенями. Это придаёт всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего
лиризма. |