Предыдущая Следующая
Кузьма Петров-Водкин. 1918
год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
возобновляющейся жизни, о
святости материнства. Одним из самых значительных произведений на эту тему
стала картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г.). Молодая женщина,
прижавшая к себе ребёнка, изображена на балконе; её окружает городской пейзаж,
написанный нежными, ясными красками. Приметы трудного времени (например,
группы людей, которые стоят в очереди за хлебом) привлекают внимание не сразу —
настолько сильны внутренняя просветлённость, чистота и самоотверженность,
исходящие от героини. В облике молодой матери сочетаются черты портретов итальянского
Возрождения и древнерусских икон. Творчество Петрова-Водкина на первый взгляд
кажется погружённым в атмосферу великих эпох прошлого, однако он привнёс и
нечто новое. Мастер не подражал традициям Ренессанса, древнерусской живописи
и европейского искусства рубежа веков, а использовал их как выдающийся
интерпретатор, выражая вечные понятия — красоту, гармонию, чистоту.
Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Настроение
картины соответствует духу времени, в которое она была написана. Здесь
чувствуется характерное для художников начала XX столетия романтическое отношение к
революции, желание увидеть в ней путь к духовному преображению.
597
«БУБНОВЫЙ
ВАЛЕТ»
«Бубновый валет» — это
название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910 г. и давшей начало
одноимённому художественному объединению. Ядро экспозиции составляли работы М.
Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В.
Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька — мастеров яркого дарования, чьи
творческие позиции далеко не во всём совпадали друг с другом. Выставка имела
шумный и скандальный успех: многое в её организации и характере работ
шокировало и возмущало как публику, так и критику. Такая реакция была
спровоцирована и самими мастерами. По мнению членов «Бубнового валета»,
представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище,
пронизанное балаганным духом. Эта атмосфера «площадного живописного действа»
вызывалась общим интересом художников к народному искусству -изображениям с
провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек.
Название выставки, предложенное
Михаилом Ларионовым, также взято из уличного жаргона: «бубновый валет»
означало «мошенник», «плут», «человек, не заслуживающий доверия». Оно вызывало
и другие ассоциации: «бубновый туз» — нашивка на одежде арестанта-каторжника,
«червонный валет» — «вор». Лентулов вспоминал: «Слишком много в то время и
изощрённо придумывали разные претенциозные названия... Поэтому как протест мы
решили, чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее
„Бубнового валета"?».
Впоследствии среди участников
начались разногласия, Ларионов и Гончарова в 1912 г. вышли из объединения
и организовали две самостоятельные выставки: «Ослиный хвост», а через год —
«Мишень». Группа «Бубновый валет» просуществовала почти до 1917 г. Предыдущая Следующая
|