Предыдущая Следующая
дился в 1925 г.). Его работы «Атомный
взрыв» (1957 г.),
«Дафна» (1963 г.),
«Сердце Христа» (1973— 1975 гг.) рассказывают о борьбе извечных начал — добра и
зла. Они представляются художнику сверхчеловеческими силами, неким подобием
космических вихрей, которые создают или разрушают живую форму на глазах у
зрителя. После
спора с главой страны Н. С.
Хрущёвым во время выставки 1962
г. в московском Манеже Неизвестный на долгие годы был
лишён государственных заказов и в конце концов был вынужден уехать из СССР.
Наряду с обращением к
абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции
монументализма.
595
ЖИВОПИСЬ
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН
(1878—1939)
Творческая манера Кузьмы
Сергеевича Петрова-Водкина своеобразна и в то же время тесно связана с
традициями европейской и русской живописи. В его картинах, одухотворённых и
полных тонкой изысканности, сложно переплелись впечатления от древнерусских
икон и
полотен итальянского Возрождения,
русского модерна и французского фовизма. Всё это стало мощным средством для
утверждения собственных эстетических идеалов мастера.
Петров-Водкин родился на Волге,
в городе Хвалынске Саратовской губернии. Основное художественное образование он
получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; одним из его
педагогов был Валентин Александрович Серов. Молодой художник много путешествовал:
побывал во Франции, Италии и Северной Африке. Его первая персональная выставка
в 1910 г.
вызвала бурные споры среди критиков; особенно много разговоров было вокруг
картины «Сон», повторявшей сюжет полотна Рафаэля «Сон рыцаря» и близкой к
традициям французского символизма.
Итогом исканий Петрова-Водкина
стал настоящий шедевр — написанная в 1912 г. картина «Купание красного коня».
Художник работал над ней в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона; основой
сюжета стала сцена купания лошадей, которую мастер часто видел и здесь, и в
местах, где прошло его детство. Однако бытовой мотив Петров-Водкин превратил в
символ, в замечательную живописную метафору, выражающую романтическую мечту о
красоте и гармонии человека и окружающего мира. Композиция первого плана —
юноша верхом на красном коне — во многом близка традициям древнерусской
иконописи: та же мягкость линий и ясность цвета. Зелёные и синие тона реки
резко контрастируют с пламенеющим красным цветом коня, занимающим почти половину
полотна. Пространство передано условно, что приводит к тонкой игре между
объёмными и плоскостными формами. Эта картина своей монументальностью
приближается к фреске.
Очень важным для
Петрова-Водкина был образ матери. В его творчестве всегда присутствовала мысль
о непреходящей ценности вечно
Кузьма Петров-Водкин.
Сон. 1910 г. Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург.
Кузьма Петров-Водкин.
Купание красного коня. 1912 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
596
Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1915 г. Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург. Предыдущая Следующая
|