|
Бурно развивалась и декоративная
скульптура. Например, в В период Великой Отечественной
войны и в послевоенные годы в скульптуре, как и во всём советском искусстве,
заметны два направления: официальное, парадно-героическое, и другое — более
человечное и чуткое к суровой правде войны. В этом легко убедиться, сопоставив,
в частности, такие две работы, как монумент «Воин-освободитель» в мемориальном
парке в Берлине (1946—1949 гг.), выполненный Евгением Викторовичем Вучетичем
(1908—1974), и мухинский портрет полковника Б. А. Юсупова ( В скульптуре первого послевоенного
десятилетия торжествовало «украшательство». Тяга к поверхностному
жизнеподобию, к второстепенным деталям и пышному, купеческого стиля орнаменту
порой разрушала тектоническую логику построения формы. Не худший из примеров —
памятник Юрию Долгорукому ( Во второй половине 50-х гг.
всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где
идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В.
В. Маяковскому ( Вера Мухина. Рабочий и колхозница. Москва. Евгений Вучетич. Воин-освободитель.
1946—1949 гг. Берлин. *Тектоника, архитектоника (от
греч. «архитектонике» — «строительное
искусство») — художественное выражение закономерностей строения, соотношения
нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению
скульптуры. 593 Сергей Орлов. Памятник Юрию Долгорукому.
Александр Кибальников. Памятник В. В. Маяковскому. Москва. собственно скульптура уступала
ведущую роль хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под
Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в
Москве, Атмосфера политической «оттепели»
1956—1964 гг. способствовала появлению в советской культуре разных, в том
числе и далёких от социалистического реализма направлений. Их существование не
всегда было лёгким, и свидетельство тому — судьба скульптора Эрнста
Иосифовича Неизвестного (ро- Л. П. Файдыш-Крандиевский,
М. О. Барщ, А. Н. Колчин. Монумент в честь освоения
космоса. Михаил Аникушин. Памятник А. С. Пушкину. 594 1 — Эрнст Неизвестный. Дафна. 2 — Эрнст Неизвестный. Сердце Христа. 1973—1975 гг. 3 — Эрнст Неизвестный. Женский торс. Дар А. Глезера и художника будущему московскому Музею нового искусства. 4 — Эрнст Неизвестный. Атомный взрыв. |