|
Ричард Эстес. Телефонные кабины. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано. Чак Клоуз. Линда.
1975—1976 гг. Художественный музей, Акрон. 581 ПОСТМОДЕРНИЗМ И ТРАНСАВАНГАРД В
продолжение последней трети XX столетия в жизни США, Японии, а затем и
Западной Европы произошли качественные перемены, позволяющие говорить о
зарождении нового, постиндустриального общества. В этом обществе на смену
проблемам классического, индустриального капитализма пришли другие; одна из
них — потеря ориентиров, отсутствие объединяющей общество идеи. Постмодернизм
(от лат. post — «после» и modernus — «новый», «современный») — довольно
широкое понятие, определяющее в целом состояние западной культуры конца XX в. Это слово зазвучало на исходе 60-х гг.,
получив окончательное признание в 80-х гг. Одним из первых документов
постмодернизма в искусстве стала книга американского архитектора Роберта
Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» ( существует
на основе «интеграции различных языков». Таким образом, основное качество
постмодернизма — его принципиальная «всеядность», стремление объединить
разнородные художественные течения. Во многом постмодернизм напоминает античный
эллинизм, маньеризм XVI в. и эклектизм XIX в., ибо он также завершает собой культуру яркой и бурной эпохи, суммирует
её достижения, подводит итог. «Звёздным часом» постмодернистской живописи и
скульптуры стало начало 80-х гг., когда прошли программные выставки в Базеле ( Постмодернистской
стилизации доступно всё наследие мирового искусства — от первобытных орнаментов
(А. Р. Пэнк «Куда идёшь, Германия?», Энцо Кукки. Герой без головы. 1981—1982 гг. Частное собрание. Георг Базелитц. Семейный портрет. БОДИ-АРТ Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — художественная
практика, в которой материалом служит тело человека. У истоков боди-арта стоял
Ив Кляйн, выставлявший в 50-х гг. свои «антропы» — холсты с отпечатками тел
раскрашенных им натурщиков. Особую популярность боди-арт приобрёл в
перформансах 70-х гг. Человек в контексте этого искусства лишён не просто
индивидуальности, но статуса живого существа, превращён в объект концептуалистских
игр. Мастера боди-арта демонстрировали зрителям (чаше всего на самих себе)
различные возможности тела — дыхание, рост волос; его реакции на температуру,
механические воздействия и т. п. |