Предыдущая Следующая
Пьетро Мандзони.
Живая скульптура. 1961
г.
Галерея «Ла Тартаруга», Рим.
582
Язык
старых мастеров превращается в своеобразную тайнопись, адресованную автором
среднеобразованному европейцу или американцу (как правило, неплохо знакомому с
шедеврами прошлого хотя бы по репродукциям в популярных изданиях). И зритель
в восторге от собственной эрудиции, когда находит, например, у С. Робертса
(«Жаннет», 1984 г.)
черты голландской школы XVII в., у Э. Шмидта («Фигуры в лесу», 1981—1982
гг.) — следы манеры французского живописца Никола Пуссена и т. п. Не менее
занятно бывает узнавать в персонажах псевдоисторических композиций своих
современников: в работе Марка Тэнси «Триумф нью-йоркской школы» (1984 г.) американские
художники изображены в виде генералов, принимающих капитуляцию своих
европейских коллег. Или, наоборот, увидеть всем известных государственных
мужей недавнего прошлого за столиками затрапезного кафе, как в серии картин
«Кафе Германия» (1982—1983 гг.) Йорга Иммендорфа.
Зритель не
сразу замечает, что попал в пёструю стихию карнавала, где реальное
переплетается с выдуманным, прошлое — с настоящим, а возвышенное — с низменным.
Другие
художники-постмодернисты стремились возродить не внешние приметы классического
искусства, но его качественную природу — цельность мироощущения, обращение к
вечности, жизненную силу. Пользуясь живописным языком авангарда, они воплощали
в красках современный вариант мифа о Вселенной. Такие попытки очевидны в
трепетных и тревожных композициях итальянцев Сандро Киа («Голубой грот», 1980 г.) и Энцо Кукки («Без
названия»); в пластических ребусах картин американца Джулиана Шнабеля («Король
деревьев», 1984 г.).
В том же русле работали немецкие неоэкспрессионисты, которые искали неожиданную,
как бы внечеловеческую точку зрения на мир: Ансельм Кифер добивался этого за
счёт головокружительно динамичных ракурсов в сочетании с чёткостью деталей
(«Суламифь», 1984 г.);
Георг Базелитц (настоящая фамилия Керн) просто выставлял свои полотна перевёрнутыми
(«Мельница горит. Рихардт», 1988
г.).
Ансельм Кифер. Иконоборческий спор. 1979 г.
Стеделийк-музей, Эйндховен.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Кинетическое
искусство (от греч. «кинетикос» — «приводящий в
движение») — весьма характерное проявление духовной жизни «века скоростей».
Оно возникло в 20-х гг. в прямой связи с творчеством футуристов и
конструктивистов. «Отцами» кинетизма обычно считают Наума Габо и Ласло
Мохой-Надя (1891—1946). В 30-х гг. американский скульптор Александр Колдер
ввёл в обиход мобили — лёгкие подвесные
конструкции, приходящие в движение при малейшем колебании воздуха. Начиная с 1953 г. швейцарец Жан Тенгие
(родился в 1925 г.)
создавал кинетические композиции с элементами хэппенинга: творения Тенгие
меняют форму и саморазрушаются на глазах у публики (акция «В знак уважения
Нью-Йорку», 1960 г.).
Механические действа Тенгие получили развитие в «люминодинамических спектаклях»
Никола Шоффера (родился в 1912
г.), проходивших в Париже (1961 г.) и Гамбурге (1968 г.). Предыдущая Следующая
|