Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ»

Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только консервативно настроенной публике, но и объеди­нению «Бубновый валет». По мнению Ларионова, члены «Бубнового вале­та» относились к западному искусст­ву с преувеличенным вниманием и недооценивали русские художест­венные традиции.

Художники, участвовавшие в выставке «Ослиный хвост», стреми­лись соединить живописные приё­мы европейской школы с достиже­ниями русской вышивки, лубка, иконописи. Скрытый протест про­тив западного влияния содержался и в самом названии объединения. Это был намёк на скандальную си­туацию, возникшую в парижском «Салоне независимых» 1910 г. Про­тивники новых форм в живописи попытались выдать за шедевр аван­гардного искусства холст, размалё­ванный хвостом осла.

Участникам выставок не удалось создать цельного направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства исследователей на­звание «Ослиный хвост» прочно связано с понятием «примитивизм», и прежде всего с творчеством его лидеров.

Михаил Фёдорович Ларионов (1881 — 1964) родился в городе Ти­располе Херсонской губернии в се­мье военного фельдшера. С 1898 по 1910 г. он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства; его преподавателями были Ва­лентин Александрович Серов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексе­евич Коровин. В 1900 г. Ларионов встретил Наталию Сергеевну Гонча-

Натан Альтман.

Портрет

А. А. Ахматовой.

1914 г.

Государственный

Русский музей,

Санкт-Петербург.

Натан Исаевич Альтман (1889-1970) не входил в группу «Бубновый ва­лет», но по своей творче­ской манере был очень ей близок. Художник предложил свой вариант кубизма, придав ему некую холодную клас­сичность, в основе кото­рой — чёткий и совер­шенный рисунок. Этот портрет знаменитой поэ­тессы — одно из наибо­лее ярких произведений живописи того времени.

600

 

рову (1881 — 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.

В 1906 г. молодые живописцы на­чали активно выставляться: имена Ларионова и Гончаровой стали из­вестны широкой публике благодаря выставке Московского товарищест­ва художников. В том же году они приняли участие в экспозиции Со­юза русских художников. А за два го­да до этого, в 1904 г., Ларионов познакомился с известным теат­ральным и художественным деяте­лем Сергеем Павловичем Дягиле­вым и в 1906 г. по его приглашению показал свои работы на петербург­ской выставке объединения «Мир искусства». Вскоре он вместе с Дяги­левым и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправил­ся в Лондон и Париж, где Дягилев из просветительских соображений представил в двенадцати залах Осен­него салона русское искусство раз­личных периодов и направлений. Произведения Ларионова, Гончаро­вой и Кузнецова вошли в раздел «самоновейших».

После 1907 г. Ларионов увлёкся примитивизмом. Об этом говорят энергичные мазки, сочные, красоч­ные пятна, чёткие контуры, ничем


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz