Предыдущая Следующая
не стеснённая фантазия, и
прежде всего сюжеты, взятые из провинциальной городской жизни: «Прогулка в
провинциальном городе», «Кафе на открытом воздухе», «Провинциальная франтиха»
(все работы 1907 г.).
В 1907 г.
Ларионов сблизился с поэтом и художником Давидом
Давидовичем Бурлюком (1882—1967), одним из основателей русского футуризма; совместно
они устроили в Москве выставку «Стефанос». А в 1910 г. живописец оказался в
числе основателей объединения «Бубновый валет», вокруг которого сплотились
сторонники примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов
Михаил Ларионов.
Провинциальная франтиха. 1907 г.
Музей изящных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
В
1908—1909 гг. Ларионов служил в армии. Воспоминания о военной службе дали художнику
материал для обширной серии работ из солдатской жизни: «Утро в казарме», «Отдыхающий
солдат» (обе 1910 г.),
«Солдат верхом», «Автопортрет в солдатской рубахе» (обе 1911 г.). Это цикл
незатейливых бытовых сценок, не связанных определённым сюжетом; их главный герой
— солдат. Он скачет на коне, курит, прохаживается по улицам. Облик солдата на
всех картинах дан в традициях русского лубка — пропорции фигуры деформированы,
в позах и жестах чувствуется нарочитая неуклюжесть, колорит нередко напоминает
вызывающе размалёванные надписи на ярмарочных балаганах. Безусловно, в этой серии
есть некая ирония и мягкая улыбка. Однако главной целью Ларионова была всё же
не пародия и насмешка, а тонкая имитация народных форм живописи и размышление
над фольклорными представлениями о герое, причём не эпических, а бытовых жанров
творчества - баек, прибауток, анекдотов.
601
Михаил Ларионов.
Петух. 1912 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Михаил Ларионов.
Лучизм. Фрагмент. 1912 г.
Собрание Чудновских,
Санкт-Петербург.
и Гончарова покинули «Бубновый
валет» и организовали экспозицию «Ослиный хвост». Через год открылась новая
выставка «Мишень», а вслед за ней появилась и творческая группа под тем же
названием.
В 1912—1913 гг. Ларионов и Гончарова
много работали над оформлением книг поэтов-футуристов. Это были так называемые
литографированные книги — написанные от руки на литографском камне и в этой
же технике проиллюстрированные.
В начале 10-х гг. мастер
пришёл к идее лучизма — одного из первых
вариантов беспредметной живописи. В брошюре под этим же названием он объяснял
это понятие так: «Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут
возникать от пересечения лучей различных предметов, формы, выделенные волею
художника». В первых «лучистых» полотнах Ларионова хорошо заметны мотивы
природы: «Осень жёлтая», «Петух» («Лучистый этюд»), «Лучистый пейзаж» (все работы
1912 г.).
В 1914 г. Ларионов помогал Гончаровой
создавать декорации к опере-балету Николая Андреевича Римского-Корсакова
«Золотой петушок» для дягилевских «Русских сезонов», выполненные в авангардном
стиле. Предыдущая Следующая
|