Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

не стеснённая фантазия, и прежде всего сюжеты, взятые из провинци­альной городской жизни: «Прогулка в провинциальном городе», «Кафе на открытом воздухе», «Провинциаль­ная франтиха» (все работы 1907 г.). В 1907 г. Ларионов сблизился с поэтом и художником Давидом Да­видовичем Бурлюком (1882—1967), одним из основателей русского футуризма; совместно они устроили в Москве выставку «Стефанос». А в 1910 г. живописец оказался в чис­ле основателей объединения «Бубно­вый валет», вокруг которого сплоти­лись сторонники примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов

 

Михаил Ларионов.

Провинциальная франтиха. 1907 г.

Музей изящных искусств Республики Татарстан, Казань.

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1908—1909 гг. Ларионов служил в армии. Воспоминания о военной службе дали худож­нику материал для обширной серии работ из солдатской жизни: «Утро в казарме», «Отды­хающий солдат» (обе 1910 г.), «Солдат верхом», «Автопортрет в солдатской рубахе» (обе 1911 г.). Это цикл незатейливых бытовых сценок, не связанных определённым сюжетом; их главный герой — солдат. Он скачет на коне, курит, прохаживается по улицам. Облик солдата на всех картинах дан в традициях русского лубка — пропорции фигуры деформи­рованы, в позах и жестах чувствуется нарочитая неуклюжесть, колорит нередко напомина­ет вызывающе размалёванные надписи на ярмарочных балаганах. Безусловно, в этой се­рии есть некая ирония и мягкая улыбка. Однако главной целью Ларионова была всё же не пародия и насмешка, а тонкая имитация народных форм живописи и размышление над фольклорными представлениями о герое, причём не эпических, а бытовых жанров творчества - баек, прибауток, анекдотов.

601

 

 

Михаил Ларионов.

Петух. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Ларионов.

Лучизм. Фрагмент. 1912 г.

Собрание Чудновских, Санкт-Петербург.

и Гончарова покинули «Бубновый валет» и организовали экспозицию «Ослиный хвост». Через год откры­лась новая выставка «Мишень», а вслед за ней появилась и творческая группа под тем же названием.

В 1912—1913 гг. Ларионов и Гон­чарова много работали над оформ­лением книг поэтов-футуристов. Это были так называемые литографиро­ванные книги — написанные от ру­ки на литографском камне и в этой же технике проиллюстрированные.

В начале 10-х гг. мастер пришёл к идее лучизма — одного из первых вариантов беспредметной живопи­си. В брошюре под этим же названи­ем он объяснял это понятие так: «Лучизм имеет в виду простран­ственные формы, которые могут возникать от пересечения лучей различных предметов, формы, выде­ленные волею художника». В первых «лучистых» полотнах Ларионова хо­рошо заметны мотивы природы: «Осень жёлтая», «Петух» («Лучистый этюд»), «Лучистый пейзаж» (все ра­боты 1912 г.).

В 1914 г. Ларионов помогал Гон­чаровой создавать декорации к опе­ре-балету Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок» для дягилевских «Русских сезонов», выполненные в авангардном стиле.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz