Предыдущая Следующая
614
Ольга Розанова. Город. 1913—1914 гг.
Краеведческий музей, Слободской Кировской области.
Надежда Удальцова. Кухня. 1915 г.
Областной музей изобразительных искусств, Екатеринбург.
Любовь Попова.
Живописная архитектоника. 1918 г. Художественный музей, Нижний Новгород.
Любовь Попова.
Динамическое построение. 1919
г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В
произведениях Любови Сергеевны Поповой (1889— 1924) своеобразно переплелись
черты кубофутуризма и супрематизма. Свои композиции, составленные из
разнообразных геометрических форм, художница называла «живописной
архитектоникой».
615
одежда показана отдельными
крупными пятнами, контуры чётко прорисованы.
К началу 10-х гг. Малевич сблизился
с Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Вместе с ними он участвовал в
первых выставках объединения «Бубновый валет» (1910 г.) и «Ослиный хвост» (1912 г.), под их влиянием
обратился к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. появилась первая из его
«крестьянских серий», свидетельствующая о том, что художник вступил в пору
настоящей творческой зрелости. Сюжеты картин просты: полевые работы («Уборка
ржи», «Косарь»), бытовые сцены («Крестьянка с вёдрами и с ребёнком»). Фигуры
крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из каких-то условных объёмных
форм. В их лицах с огрублёнными чертами, с огромными глазами чувствуется почти
иконная неподвижность. Колорит всех картин, как правило, яркий, но от них
исходит ощущение торжественной суровости, грубой земной силы, отталкивающей и
завораживающей одновременно.
Важным событием в жизни Малевича
стала работа над оформлением футуристической оперы М. В. Матюшина, А. Е.
Кручёных и В. В. Хлебникова «Победа над Солнцем», премьера которой прошла в
петербургском Луна-парке в декабре 1913 г. Рисунки к этому спектаклю оказались
решающим шагом на пути к новому стилю, который позже получил название супрематизм (от лат. supremus — «высший»). Окончательно его черты выявились в серии картин, показанных
Малевичем на последней выставке футуристов в Петербурге в декабре 1915 г. В их числе был и
знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1914— 1915 гг.). Отныне главными
элементами живописи мастера стали простейшие геометрические фигуры — квадрат,
крест, прямоугольник. Одна из них может занимать всё полотно. Но возможна и
композиция из нескольких фигур, обычно квадратов и прямоугольников, расположенных
так, что они кажутся летящими в пространстве. Эти формы помещены в особую
среду, в которой уже не действуют земные физические законы и обыденные представления
о логике и здравом смысле.
Художник, способный к «космическому
охвату» пространства, наде-
Казимир Малевич.
Супрематизм.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Казимир Малевич.
Косарь. 1912 г. Художественный
музей, Нижний Новгород.
616
лён, по мнению Малевича, совершенно
особой миссией. В первые годы после Октябрьской революции он ставил задачу
капитального переустройства жизни посредством супрематизма. Именно с этой
целью Малевич основал в Витебске в 1919г. группу УНОВИС (Утвердители Нового
Искусства). В неё вошли Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие
мастера. Члены объединения оформляли спектакли и революционные праздники,
устраивали выставки и выступали с теоретическими манифестами. Предыдущая Следующая
|