|
В 625 Владимир Фаворский. Из серии «Годы революции».
индустрии социализма; оно
командировало художников писать всесоюзные стройки и портреты ударников
производства. Критики и исследователи рассматривают
искусство 30-х гг. как период неоклассики. О классике спорили, её активно
использовали. Увлечение образцами искусства прошлых времён процветало, в то
время как самостоятельное изучение природы отодвинулось на второй план. Наиболее именитыми мастерами
социалистического реализма 30-х гг. стали бывшие ахровцы А. М. Герасимов и Б.
В. Иогансон. Герасимов в своих парадных портретах-картинах рины О. В. Лепешинской»
достигает почти фотографического эффекта. Работы Иогансона «Допрос коммунистов»
( «Для себя», т. е. вне правил
социалистического реализма, работали не многие художники. Среди них Александр
Давыдович Древин (Древиньш, 1889—1938) и Михаил Ксенофонтович Соколов
(1885—1947), которые в интимных, камерных произведениях ограничивали себя
определённым кругом изобразительных тем. Оба мастера в годы сталинского
террора были репрессированы. Александр Древин. Степной пейзаж с лошадью. Борис Иогансон. Допрос
коммунистов. Михаил Соколов. Натюрморт
с рыбой. 30-е гг. XX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 626 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ВРЕМЁН
ГРАЖДАНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙН В первые
послереволюционные годы искусство плаката переживало расцвет. «Шершавым языком
плаката» (по выражению поэта и художника Владимира Владимировича Маяковского)
революция мобилизовывала добровольцев в Красную Армию, объявляла «смерть
мировому капиталу», помогала голодающим Поволжья, призывала учиться грамоте и
сохранять памятники искусства — не было темы, которую бы не затронул плакат. Авторами
самых известных плакатов стали художники-карикатуристы Моор (Дмитрий Стахеевич
Орлов, 1883—1945) и Лени (Виктор Николаевич Денисов, 1893—1946). Незабываемы
по эмоциональной выразительности и силе убеждённости образы красноармейца («Ты
записался добровольцем?», |