|
Исключительным
явлением в истории искусства стала такая необычная форма политического
плаката, как «Окна сатиры РОСТА». (РОСТА — Российское телеграфное агентство,
центральный информационный орган советского государства в 1918—1925 гг.)
«Окна РОСТА, — писал Маяковский, — фантастическая вещь. Это обслуживание
горстью художников вручную стопятидесятимиллионного народища». «Окна» возникли
осенью Сюжеты для
«Окон» рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, затем размножали готовые
листы по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимуществом
рисованного плаката по сравнению с тиражным в тех условиях была независимость
от типографии, а значит, возможность быстро откликаться на события и
использовать не две-три, а несколько красок. Действие в
«Окнах» развивалось последовательно, составляя законченный рассказ. Каждый
эпизод сопровождался хлёстким и доходчивым стихом. Ясное, легко узнаваемое
изображение давалось упрощённым силуэтом. Яркий, без оттенков цвет был
символичен: «герои» — Рабочий, Красноармеец, Матрос, Швея, Прачка — писались
красной, а «враги» — Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Бюрократ —
чёрной краской. Чёткий ритм строгих линий, отсутствие мелких деталей придавали
плакатам стремительность и энергичность. Мастера
отталкивались от традиций народной картинки — лубка. Лаконичные и
выразительные плакаты были понятны даже неграмотному. «Окна РОСТА», с их
общедоступным художественным языком и острой политической злободневностью
содержания, стали новой формой в искусстве. Героический
плакат времён Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции
революционного плаката. Буквально в первые дни войны на улицах появился знаменитый
плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе (1902— 1985) «Родина-мать зовёт!» ( В
начальный, самый тяжёлый период войны главным героем плакатов был сражающийся
советский воин, как, например, в плакате Алексея Алексеевича Кокорекина
(1906—1959) «За Родину!» ( С
наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты
сменялись образами, вселяющими уверенность в победе. Таков плакат Виктора
Семёновича Иванова (1909—1968) «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из
Прута, Немана и Буга!» ( В годы
войны возродились и «Окна РОСТА», названные теперь «Окнами ТАСС».
(ТАСС — Телеграфное агентство Советского Союза, центральный информационный
орган советского государства в 1925—1991 гг.) Их создатели сделали свыше
тысячи двухсот выпусков. Они были известны и за рубежом. Тассовские
«Окна», как и «Окна РОСТА», объединяли плакат героический и сатирический.
Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под
псевдонимом Кукрыниксы: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий
Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (родился в «Окна
ТАСС» выпускались во многих городах и республиках Советского Союза. Как и
революционный плакат времён Гражданской войны, политический плакат 1941 —1945
гг. — одно из ярких и значительных явлений в истории отечественного искусства XX в. Ираклий Тоидзе. Родина-мать зовёт! 627 К началу 40-х гг. давление на
художников со стороны власти усилилось. Был закрыт Музей нового западного
искусства, где выставлялись произведения импрессионистов — Поля Сезанна, Анри
Матисса, других мастеров второй половины XIX —
начала XX в. Во время Великой Отечественной
войны 1941 — 1945 гг. наибольшее развитие получила массово тиражируемая
графика, и прежде всего плакат. |