|
ИСКУССТВО
ФРАНЦИИ АРХИТЕКТУРА Архитектура
XVIII столетия во
Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два
архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо,
во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому
переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом». Стиль
рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали
чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко,
стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство —
более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную
связь с Католической Церковью. Самого
слова «неоклассицизм» в XVIII в. ещё не существовало. Критики и художники
пользовались другими определениями — «истинный стиль» или «возрождение
искусств». Интерес к античности в XVIII столетии приобрёл научный характер:
археологи начали методические раскопки древних памятников, архитекторы стали
делать точные обмеры и чертежи сохранившихся фрагментов и руин. Для
неоклассицистов архитектура была способом переустройства мира. Появились
утопические проекты, в которых воплощались идеалы эпохи Просвещения; позднее
они получили название «говорящая архитектура». АРХИТЕКТУРА РОКОКО Рококо
возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643—1715 гг.), но в отличие от всех
предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным
искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской
аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и
загородные дворцы. Как
правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев
дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались
анфиладой, как было принято в особняках XVII в., а образовывали очень
изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так
называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи
классицизма, и с более низкими потолками. А окна в этих особняках делали
очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены
скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством
зеркал. Отель Субиз
в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. по проекту Пьера
Алексиса Деламера (1675—1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих
к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. *Анфилада (франц. enfilade, от enfiler — «нанизывать на нить») — ряд последовательно
располагающихся друг за другом помещений, дверные проёмы которых находятся на
одной оси. 101 102-103 Рококо 1 — Бант из хризолита. Середина XVIII
в.; 2 — Миска с крышкой. Фаянс. Около Франция; 3 —"Часы с мопсиками. Середина XVIII
в. Франция; 4 — Дверь. XVIII в. Германия; 5 — Замок Амалиенбург. Интерьер. 1734—1739 гг. Германия; 6 — Комод; 7 — Кресло. XVIII в. Франция. 104 Эмманюэль Эре де Корни. Площадь Станислава.
1752—1755 гг. Пьер Алексис Деламер. Отель Субиз. 1705—1709 гг.
Париж. Жермен Боффран. Овальный салон отеля
Субиз. 1735—1738 гг. Париж. В интерьере отеля Субиз
особенно интересен Овальный салон (1735— 1738 гг.), созданный в стиле рококо
архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь
все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку
замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Все
стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами,
которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. В эпоху рококо был создан
также один из самых красивых городских ансамблей Франции — ансамбль трёх
площадей в городе Нанси в Лотарингии (на востоке страны), построенный в
1752—1755 гг. по заказу Станислава I, герцога
Лотарингского. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни
(1705—1763). Королевская площадь — перед
Дворцом правительства — представляет собой как бы огромный парадный двор,
почти овальный. Всю площадь обегает колоннада, которая включает в себя также
портик Дворца. С него открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями
площадь Карьер, которая завершается триумфальной аркой. Она обозначает вход
на главную площадь ансамбля — прямоугольную площадь Станислава. Угловые въезды
на неё оформлены коваными решётками и воротами с изящным позолоченным узором. В
центре расположен конный монумент герцога Станислава I. Ансамбль
в Нанси хронологически завершает эпоху рококо. |