|
Во Франции,
которая в XVII в. стала родиной классицизма, барокко не получило широкого
распространения. В начале XVIII в. здесь появился новый стиль —рококо (от франц. rocaille — «раковина»). Название раскрывает самую
характерную его черту — пристрастие к сложным, изысканным формам, причудливым
линиям, напоминающим прихотливый силуэт раковины. Искусство рококо обращено к
миру человеческих чувств, неуловимых, тонких оттенков настроений. Этот стиль
просуществовал недолго — примерно до 40-х гг., но его влияние на европейскую
культуру ощущалось до конца столетия. С середины XVIII в. европейское искусство вновь обратилось к
античности, что объясняется несколькими причинами. Одна из них — достижения
археологии. Начавшиеся в 40-х гг. раскопки Помпей — древнего города в Италии,
засыпанного пеплом при извержении Везувия в Далеко не
во всех странах неоклассицизм сменил стиль рококо. Так было во Франции, в
Италии (где рококо сосуществовало с барокко) и отчасти в Германии. В искусстве
других стран, например в России, черты рококо и неоклассицизма оригинально
переплелись. В XVIII в. резко уменьшилась зависимость художников
от частных заказчиков. Главным судьёй произведений искусства стало
общественное мнение. Появилась художественная критика, задачи которой
заключались в оценке произведений искусства с точки зрения всего общества.
Первые критики — выдающиеся философы Просвещения Дени Дидро, Жан Жак Руссо и
другие -писали о театре, музыке и живописи. Во Франции,
где новые формы искусства возникали особенно быстро, важным событием
художественной жизни стали публичные выставки — Салоны, которые ежегодно
(начиная с *Просвещение
— идейное течение в странах Европы » XVIII — начала XIX в. Главную свою задачу его представители
видели в том, чтобы через образование и просвещение показать людям
несовершенство их жизни и морального облика и найти путь к созданию идеального
общества и идеальной личности. **Первоначально
большие официальные выставки парижской Королевской академии живописи и
скульптуры проходили в Квадратном салоне Лувра. Поэтому их стали называть
Салонами. 100 биться
признания там было непросто. Произведения для Салонов отбирала особая комиссия
академии. Участвовать в этих выставках стремились не только французы, но и
мастера из других стран. Постепенно Париж превратился в общеевропейский
художественный центр. |