|
в 1685—1701 гг. Небольшой
замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают административные
здания с единой системой убранства. Такая замкнутость характерна для всех
классицистических площадей XVII столетия. В центре
помещалась конная статуя Людовика XIV (в начале XIX в. её
заменила триумфальная колонна в честь Наполеона I). Главные
идеи проекта — прославление монарха и мечта об идеально упорядоченном мире,
живущем по его воле. Одно из наиболее значительных
монументальных сооружений XVII в. в Париже — Собор
Дома инвалидов (1680—1706 гг.), комплекса зданий, построенных по приказу Людовика
XIV для престарелых солдат. Собор, созданный Жюлем Ардуэном-Мансаром, стал
важной высотной точкой Парижа, его мощный купол значительно изменил панораму города.
Общий облик Собора холоден и тяжеловесен. Видимо, мастер блестяще знал
архитектуру античности и Возрождения, но она не была ему близка. Строительству главного, восточного
фасада Лувра (1667—1673 гг.) — королевского дворца в Париже — придавалось столь
важное значение, что проект для него выбирали по конкурсу. Среди участников были
знаменитые мастера, но победу одержал никому не известный архитектор Клод
Перро (1613—1688), так как именно его работа воплощала самые близкие французам
идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную
простоту. Жюль Ардуэн-Маисар. Вандомская площадь.
1685—1701 гг. Париж. 88 Жюль Ардуэн-Мансар. Собор Дома инвалидов.
1680—1706 гг. Париж. Клод Перро. Лувр. Восточный фасад.
1667—1673 гг. Париж. Перро предложил сделать фасад
огромным, на пятнадцать метров превышающим реальную длину здания. Он был
разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная
выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная
композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи
Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции по-прежнему остаются
источником красоты. СКУЛЬПТУРА Во второй половине XVII в.
классицизм стал официальным придворным стилем, служившим прославлению
монархии. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи
грандиозных королевских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не
столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и
пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям,
монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского
барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. Скульптор Франсуа Жирардон
(1628—1715), пройдя в 1645 — 1650 гг. обучение в Риме у Бернини, значительную
часть жизни посвятил оформлению Версальского парка совместно с Шарлем Лебреном
и Андре Ленотром. Все его произведения, великолепные по технике, соединяют в
себе черты классицизма и барокко. Но если у Бернини на первом плане драматичное
столкновение героев, то у Жирардона — красивая композиция фигур. Ритм движений
его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые очень |