Предыдущая Следующая
*Портик — галерея, образованная колоннами или столбами, как правило перед
входом в здание.
**Фронтон — треугольное завершение здания, образованное скатами крыши и
карнизом.
89
Франсуа Жирардон.
Аполлон и нимфы. 1666 г. Версаль.
эффектно смотрятся с любой точки
обзора.
В 1683 г. для Вандомской площади
в Париже Жирардон создал монументальную конную статую Людовика XIV (она
погибла в годы Великой Французской революции 1789— 1799 гг.), образцом для
которой послужила древнеримская статуя императора Марка Аврелия. Горделивая
осанка, правильные черты лица короля (не скрывавшие, однако, холодной
надменности), даже условное сочетание античных доспехов и парика XVII в.
выглядели убедительно и естественно. Памятник прекрасно вписывался в
архитектурный ансамбль площади.
Антуан Куазевокс (1640—1720),
как и Жирардон, много работал в Версале, оформляя зал Войны и Зеркальную галерею.
В большом рельефе для зала Войны «Переход Людовика XIV через
Рейн» (80-е гг.) мастер сделал фигуру короля более выпуклой, в то время как
другие герои почти не выделяются из плоскости. Получается, что величественный
облик Короля-Солнца в буквальном смысле затмевает всех остальных персонажей. В
скульптурных портретах Куазевокса точные, психологически тонкие характеристики
героев усиливаются приёмами барокко — неожиданными позами, свободными движениями,
пышными одеяниями. Так, в облике гравёра Жерара Одрана (80-е гг.) чувствуются и
творческая одарённость, и тщеславие, а внешне помпезный портрет принца Конде (1686 г.) показывает его болезненное,
почти истерическое состояние.
В работах Пьера Пюже (1620—
1694), наиболее талантливого мастера того времени, чувствуется влияние
Бернини и классицистического
Пьер Пюже.
Александр Македонский и
Диоген.
Фрагменты. 1692 г. Лувр, Париж.
Антуан Куазевокс.
Принц Конде. 1686 г.
Лувр, Париж.
90
театра. Скульптура «Милон
Кротонский» (1682 г.),
предназначенная для Версаля, изображает античного героя, который хвастался
перед богами, что может руками расщепить дерево. Но его ладонь оказалась зажатой
в трещине, и он, прикованный к стволу, был растерзан львом. Всё в облике
Милона говорит о глубоком страдании — изогнутое тело, предельно напряжённые
мускулы, запрокинутая голова и лицо с закатившимися глазами и запёкшимися
губами. При этом композиция предельно гармонична: изгибы ствола дерева и
фигуры Милона вместе образуют овал, что делает её замкнутой и уравновешенной.
Сюжетом рельефа «Александр Македонский и Диоген» (1692 г.) послужила история
короткой встречи знаменитого завоевателя и нищего философа. В ответ на
великодушное предложение Александра выполнить любое пожелание Диогена, он
изрёк: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце». Эту историю Пюже превратил в
огромное многофигурное действо, в котором помимо эффектного диалога в жестах
Александра и Диогена нашлось место и для толпы, и для развевающихся знамён, и
для архитектурной декорации.
Французская скульптура XVII в.,
соединяя в себе черты классицизма и барокко, выявила глубокое внутреннее
родство этих стилей. На первый взгляд они кажутся противоположными друг
другу, а по сути представляют собой разные пути к одной и той же цели. Предыдущая Следующая
|