Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

*Флора — в древнерим­ской мифологии богиня цве­тения садов и полей.

93

 

 

 

Никола Пуссен.

Царство Флоры. 1631 г. Картинная галерея, Дрезден.

Большинство сюжетов картин Пуссена име­ет литературную основу. Некоторые из них написаны по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествую­щего о походах рыцарей-крестоносцев в Палестину. Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды: напри­мер, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду. Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного.

На полотне господствуют гармония и свет. Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие кру­га, что сразу вносит в композицию равнове­сие и покой. Колорит произведения постро­ен на гармоничном сочетании чистых красок — синей, красной, жёлтой и оранже­вой. Действие сосредоточено в глубине про­странства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение про­стора. Возвышенное, эпически монумен­тальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и рели­гиозных конфликтов.

Никола Пуссен. Танкред и Эрминия. 1629—1630 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

на земле, старели покои и радость в волшебном саду Флоры.

Пуссен увлекался учением ан­тичных философов-стоиков, призы­вавших к мужеству и сохранению

достоинства перед лицом смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркад­ские пастухи» (50-е гг. XVII в.). Жи­тели Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Это са­ма Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настрое­ние, заставляя задуматься о неиз­бежных грядущих страданиях. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Однако, не­смотря на трагическое содержание, художник повествует о столкнове­нии жизни и смерти спокойно. Композиция картины проста и ло­гична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движе­ниями рук. Фигуры написаны с по­мощью мягкой и выразительной светотени, они чем-то напоминают античные скульптуры.

Важное место в творчестве Пуссе­на занимал пейзаж. Он всегда насе­лён мифологическими героями. Это

94

 

 

 

Никола Пуссен.

Аркадские пастухи. 50-е гг. XVII в. Лувр, Париж.

отражено даже в названиях про­изведений: «Пейзаж с Полифемом» (1649 г.), «Пейзаж с Геркулесом» (1649 г.). Но их фигуры малы и поч­ти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев. Персонажи ан­тичной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Туже идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упоря­доченная. В картинах чётко отделе­ны пространственные планы: пер­вый план — равнина, второй — гигантские деревья, третий — горы, небо или морская гладь. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преоблада­ют жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на тре­тьем — холодные, и прежде всего го­лубой. Но художник был убеждён, что цвет — это лишь средство для со­здания объёма и глубокого про­странства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организо­ванной композиции. В результате


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz