|
*Флора — в древнеримской
мифологии богиня цветения садов и полей. 93 Никола Пуссен. Царство Флоры. Большинство
сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу. Некоторые из них написаны по
мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо
«Освобождённый Иерусалим», повествующего о походах рыцарей-крестоносцев в
Палестину. Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды: например,
история любви Эрминии к рыцарю Танкреду. Танкред был ранен в бою, и Эрминия
мечом отрезала себе волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного. На полотне
господствуют гармония и свет. Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии
образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и
покой. Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок —
синей, красной, жёлтой и оранжевой. Действие сосредоточено в глубине пространства,
первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора.
Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных
героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность,
которая важнее всех войн и религиозных конфликтов. Никола
Пуссен. Танкред и Эрминия. 1629—1630 гг. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. на земле, старели покои и
радость в волшебном саду Флоры. Пуссен увлекался учением античных
философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом
смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними
связан сюжет картины «Аркадские пастухи» (50-е гг. XVII в.).
Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью:
«И я в Аркадии». Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их
безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих
страданиях. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно
пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Однако, несмотря
на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти
спокойно. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле
надгробия и связаны движениями рук. Фигуры написаны с помощью мягкой и
выразительной светотени, они чем-то напоминают античные скульптуры. Важное место в творчестве
Пуссена занимал пейзаж. Он всегда населён мифологическими героями. Это 94 Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 50-е
гг. XVII в. Лувр, Париж. отражено даже в названиях произведений:
«Пейзаж с Полифемом» ( |