|
Мрачная атмосфера присуща таким
обычным для мастера сюжетам, как богослужения или сцены из повседневной жизни
монастырей. В людях, слушающих проповеди или молящихся, он видит прежде всего
суровую одержи- Алессандро
Маньяско. Обучение сороки. 1703—1711 гг. Галерея
Уффици, Флоренция. мость. На современников живопись
Маньяско производила очень сильное впечатление. В небольших по размерам работах
Пьетро Лонги (1702—1785) показаны досуг и развлечения венецианцев: они танцуют,
музицируют, веселятся на карнавале. Карнавал — особая тема в творчестве Лонги.
На многих полотнах (наиболее известны «Носорог», Пьетро
Лонги. Носорог. Творчество Тьеполо связано с
традицией барокко и по форме, и по духу: захватывающее ощущение чуда
пронизывает все его работы. ГОРОДСКОЙ
ПЕЙЗАЖ Большинство итальянских художников-пейзажистов
работали в жанре ведуты {итал. veduta) — город- ского архитектурного пейзажа. В этом
жанре можно выделить два направления. Одно из них представляют венецианцы
Каналетто (настоящее имя Джованни Антонио Каналь, 1697—1768) и его племянник
Бернардо Беллотто (1720— 1780). Произведения Каналетто — это развёрнутые
панорамные виды Венеции, в которых мастер тщательно передаёт все природные и 131 Каналетто. Венеция,
площадь Сан-Марко, вид на собор Сан-Марко. Каналетто. Дворец
дожей и площадь Сан-Марко. архитектурные красоты города. Как
правило, он писал центральную часть Венеции — площадь Сан-Марко с собором,
Большой канал. На лучших полотнах Каналетто город словно омывают потоки золотистого,
пронизанного солнечным светом воздуха. В пейзаж художник
обычно включал красочные сцены регаты, торжественных шествий или прогулок
нарядных венецианцев. Главное для Каналетто — ощущение жизни родного города
как вечного праздника. 132 Работы Бернардо Беллотто перекликаются
с произведениями Каналетго — те же гладкая манера живописи, ровное солнечное
освещение и внимание к архитектурным деталям. В суховатой точности городских
видов Беллотто многое напоминает современную фотографию. Художник постоянно
путешествовал, работал в Вене, Дрездене, несколько лет прожил в Польше. Его
пейзажи сейчас обладают не только художественной, но и исторической ценностью
— они воссоздают утраченный ныне облик городов с любовью и поразительной
точностью. К другому направлению в итальянской
ведуте, которое часто называют романтическим, принадлежит творчество
венецианского мастера Франческо Гварди (1712 — 1793). Помимо видов центра
Венеции он начал писать маленькие улочки и
неприметные, неприглядные Бернардо
Беллотто. Дрезден
с правого берега Эльбы. Бернардо
Беллотто. Вид
Цвингера. 1749—1753 гг. Картинная галерея, Дрезден. 133 Франческо
Гварди. Дворец
дожей. Национальная галерея, Лондон. Франческо
Гварди. Венецианский
дворик. 70-е гг. XVIII в. Государственный
музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва. кварталы. Его картины были, как
правило, небольшими и имели вертикальный формат (мастер не стремился
создавать широкие панорамные виды). Яркий пример такого пейзажа —
«Венецианский дворик» (70-е гг.). Здесь краски положены мелкими мазками, фигуры
людей утратили контуры, освещение рассеянное и тускловатое. Благодаря такой
манере мир венецианских трущоб и заброшенных бедных кварталов обрёл чарующее,
волшебное обаяние. Иногда эти маленькие пейзажи Франческо Гварди наполнены
пронзительной печалью, иногда — нежностью и теплом. Обширные творческие связи итальянских
мастеров XVIII в. с художниками из многих стран Европы способствовали становлению национальных
школ, влияли на развитие стилей и индивидуальной манеры живописцев. В XVIII в. Италия нашла свой путь в искусстве,
оставаясь по-прежнему открытой остальному художественному миру. 134 |