|
Джованни
Баттиста Тьеполо. Свадьба
Фридриха I Барбароссы. 1750—1753 гг.
Резиденция архиепископа-курфюрста Франконии, Вюрцбург. Джованни
Баттиста Тьеполо. Олимп и четыре части света. Фрагменты. 1750—1753 гг. Резиденция
архиепископа-курфюрста Франконии, Вюрцбург. 129 Джованни
Баттиста Тьеполо. Меценат
представляет императору Августу свободные искусства. Около Знатный римлянин Гай Цильний
Меценат, живший в I в. до н. э, покровительствовал поэтам и художникам (впоследствии его
имя стало нарицательным). Картины на исторические сюжеты Тьеполо стремился
сделать такими же масштабными по духу, как и фрески, но добивался этого
другими средствами. Персонажей мало, однако их позы, движения, одежды очень
эффектны. Колорит более насыщенный, на первый план выступают красные и жёлтые
пятна. Фоном служат сооружения, напоминающие венецианские постройки XVI в. ПОРТРЕТ Жанр портрета всегда привлекал
внимание итальянских живописцев, не были исключением и мастера XVIII в. Целиком посвятил себя этому жанру
Витторе Гисланди (1655—1743). Его герои — люди со сложным внутренним миром и
противоречивыми характерами. Например, в работе «Неизвестный в треуголке»
(начало XVIII в.) художник передаёт душевную тонкость, неуверенность в себе,
замкнутость героя, которые тот тщетно пытается скрыть за показной
торжественностью. С очаровательными, изысканными
пастельными портретами венецианки Розальбы Карьерра (1675—1757) в живопись
Италии вошёл стиль рококо. В характерах людей её интересовало прежде всего
эмоциональное начало. Аристократы и люди искусства, хорошенькие молодые
женщины, пожилая монахиня, сама художница — все они способны на сильные и
нежные чувства. Женские лица на её портретах часто полны глубокого внутреннего
трепета, мужские открыты и энергичны, и в этом источник их обаяния. Не
идеализируя модель, художница делала выразительным и красивым любое лицо
независимо от возраста и внешних данных. Прекрасно изучив особенности пастели,
она работала главным образом в нежной и мягкой цветовой гамме, пользуясь тонкой
светотенью. Портреты Розальбы Карьерра приобрели большую популярность в
европейских странах, особенно во Франции. Они повлияли на живопись французского
рококо. Витторе
Гисланди. Неизвестный в треуголке. Начало XVIII
в. Музей Польди Пеццоли, Милан. 130 БЫТОВОЙ ЖАНР Важное место в итальянской живописи XVIII столетия занимал бытовой жанр. На картинах Алессандро Маньяско
(1667—1749) изображены занимательные истории, сценки из жизни городской
бедноты или персонажей комедии масок — жанра народного итальянского театра.
Художник всегда подчёркивал необычность, причудливость происходящего. Картина «Обучение сороки» (1703—1711
гг.) написана на очень забавный сюжет: клоун старательно пытается заставить
петь сидящую перед ним на бочке сороку. Смешное лицо с длинным носом и очертания
фигуры делают его самого похожим на большую странную птицу. Но тёмный, с резкими
вспышками света колорит картины, условно написанный фон, на котором
просматриваются арка и развалившийся забор, убогая обстановка действия — всё
это наводит на мысль, что художник не стремился рассмешить зрителя. |