|
С наибольшим блеском дарование
мастера раскрылось во фресках 126 Джованни
Баттиста Тьеполо. Встреча
Антония и Клеопатры (Пир Клеопатры). 1745—1748 гг. Палаццо Лабиа, Венеция. дворцовых построек Одно из зрелых
произведений Тьеполо — росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции
(1745—1748 гг.). Композиции «Встреча Антония и Клеопатры» и «Клеопатра и Марк
Антоний входят на корабль» расположены в простенках между окнами. Их обрамляют
многочисленные архитектурные детали, как реальные, так и нарисованные. В этих
фресках, повествующих о встрече древнеримского полководца Марка Антония и
египетской царицы Клеопатры, впоследствии ставшей его женой, собы- тия разворачиваются на фоне величественных
сооружений, в них участвует масса персонажей. Колорит и фактура росписей
яркие, лёгкие. Живописец стремится не столько показать историческое событие,
сколько создать ощущение праздника. Роспись резиденции архиепископа-курфюрста
Франконии в городе Вюрцбурге художник выполнил вместе с сыновьями в 1750—1753
гг. В здании, построенном знаменитым немецким архитектором Бальтазаром Нейманом в стиле барокко, *Курфюрсты (от нем. Kurfursten — «князья-избиратели») — в Священной Римской
империи светские и духовные правители, с XIII в. получившие право избирать императора. **Франкония — историческая область
на юге Германии (большая её часть отошла к современной Баварии). 127 Тьеполо расписал тронный зал и вестибюль
парадной лестницы. Фрески тронного зала, посвященные бракосочетанию императора
Священной Римской империи в XII в. Фридриха I Барбароссы и Беатрисы Бургундской, по стилю перекликаются
с живописным ансамблем палаццо Лабиа. В вестибюле, на потолке площадью
около шестисот пятидесяти квадратных метров, художник поместил композицию
«Олимп и четыре части света». Олимпийские боги (на Олимпе, самой высокой горе
Греции, согласно древнегреческой мифологии, обитали боги) находятся в центре,
в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве. В изображениях
аллегорий четырёх частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине
беспредельна: причудливые одежды, экзотические атрибуты, персонажи разных рас
и национальностей вызывают у зрителя захватывающий интерес. Особенно хороша
Америка — индианка, восседающая на огромном крокодиле. Многолюдный земной мир
противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного. Позднее Тьеполо успешно повторил
подобный приём в росписях королевского дворца в Мадриде (1764—1766 гг.), сделав
небо «главным героем» композиций. Джованни
Баттиста Тьеполо. Клеопатра и Марк Антоний входят на корабль. 1745—1748 гг.
Палаццо Лабиа, Венеция. Джованни
Баттиста Тьеполо. Встреча Антония и Клеопатры (Пир Клеопатры). Фрагмент.
1745—1748 гг. Палаццо Лабиа, Венеция. *Аллегория (греч. «иносказание»)
— изображение отвлечённой идеи, понятия
в виде конкретного художественного образа. 128 Джованни
Баттиста Тьеполо. Фридрих
I Барбаросса и архиепископ Геральд.
1750—1753 гг. Резиденция архиепископа-курфюрста Франконии, Вюрцбург. |