|
Название этой серии гравюр тоже
необычно: оно отражает содержание дискуссий того времени. Мыслители XVIII столетия больше не считали заключённого
преступником, заслужившим муки и пытки, а отождествляли его с больным, которого
следует лечить и перевоспитывать. Архитектор, проектирующий здание тюрьмы, тем
самым выступал в роли врача, создающего благоприятные условия для излечения
социальных болезней. «Тюрьмы» Пиранези отражают общественные идеалы XVIII в. и одновременно прокладывают дорогу
новой архитектуре, в которой уже нет места классическим, упорядоченным
композициям. Орудия пыток, изображённые на его гравюрах, расположены рядом с
обломками античных памятников; и те и другие воспринимаются как старый ненужный
хлам. «Тюрьмы» Пиранези оказали огромное
влияние на развитие европейской архитектуры — с конца XVIII и вплоть до XX в. Зодчий стал создателем жанра «бумажной
архитектуры», экспериментальной и не предназначенной для строительства. С тех
пор почти каждый архитектор считал необходимым создавать проекты в этом жанре.
Отголоски мотивов Пиранези проявляются и в архитектуре наших дней. Джованни
Баттиста Пиранези. Тюрьмы. 125 Фердинандо
Фуга. Церковь Санта-Мария Маджоре. Фасад. 1734—1750 гг. Рим. Луиджи
Ванвителли, Джузеппе Пьермарини. Замок
Казерта близ Неаполя. 1752—1774 гг. Гравюра. Винкельмана окончательно склонили
зодчих на сторону неоклассицизма. Самым интересным примером этого стиля
можно считать величественный королевский замок Казерта под Неаполем (1752—
1774 гг.). Его сооружали два талантливых архитектора — Луиджи Ванвителли
(1700—1773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Монументальное убранство
парадных залов, напоминающее театральные декорации, парк с огромным водным
каскадом и фонтанами характерны для барокко. Однако планировка дворца в форме
каре (четырёхугольника) с несколькими внутренними дворами, строгое оформление
фасадов работы Пьермарини полностью отвечают духу неоклассицизма. ЖИВОПИСЬ В XVIII в. важнейшими художественными центрами
Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в Венеции развивалось современное
искусство, то в Вечный город живописцы, скульпторы, поэты и мыслители
приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Возрождения и общаться
друг с другом — делиться опытом, обсуждать творческие проблемы. Ведущим стилем итальянской живописи XVIII столетия являлось барокко, а главной
фигурой, безусловно, был Джованни Баттиста Тьеполо — последний хранитель традиций
итальянского монументального искусства. ДЖОВАННИ
БАТТИСТА ТЬЕПОЛО (1696—1770) Джованни Баттиста Тьеполо родился в
Венеции, но основная часть его жизни прошла в самых разных итальянских городах.
Приходилось ему работать и в Германии, и в Мадриде, где он делал росписи для
королевского дворца (там Тьеполо и умер). Его первым учителем живописи был
мастер исторической картины Грегорио Лаццарини. Однако по-настоящему серьёзное
воздействие на него оказали два венецианских монументалиста — Джованни
Баттиста Пьяцетта (1682—1754) и Себастьяно Риччи (1659—1734), сохранившие в
своём искусстве традиции монументальных росписей итальянского Возрождения. |