|
Во второй трети XVIII столетия в итальянскую архитектуру постепенно
проникают веяния неоклассицизма. Это можно увидеть в облике реконструированной
раннехристианской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме ( Черты зарождающегося неоклассицизма
видны и в обновлённом фасаде базилики V в. Санта-Мария Маджоре (1734—1750 гг., архитектор
Фердинандо Фуга), хотя изобилие скульптуры и лепного убранства напоминает о
традициях барокко. Раскопки в Помпеях и Геркулануме и
издание в Алессандро
Спекки, Франческо де Санктис. Лестница
на площади Испании. 1721—1725 гг. Рим. Алессандро
Галилеи. Церковь
Сан-Джованни ин Латерано. *Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение, состоящее из ряда фигурных
столбиков (балясин), соединённых перилами. **Базилика (от греч. «базилике»
— «царский дом») — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами
или колоннами на продольные части — нефы. 124 «ТЮРЬМЫ» ДЖОВАННИ БАТТИСТЫ ПИРАНЕЗИ Итальянский архитектор Джованни
Баттиста Пиранези (1720—1778) прославился не осуществлёнными постройками, а гравюрами
и рисунками. Он вообще считал, что современные ему архитектурные идеи могут
быть воплощены лишь в рисунках. Пиранези создал сотни гравюр с видами Рима,
проектов воображаемых зданий и архитектурных фантазий. Самыми загадочными
среди них были «Тюрьмы», впервые изданные в На этих гравюрах изображён странный
мир. Сначала кажется, что перед зрителем интерьеры каких-то гигантских зданий,
однако здесь не видно ни одного окна. Нагромождённые друг на друга подвесные
мосты, лестницы, башенки, непонятные конструкции заполнены орудиями пыток и
крошечными фигурками людей, которые карабкаются по стенам и лестницам или снуют
в разных направлениях. «Тюрьмы» освещены загадочным светом, источник его
неясен. Особую роль играют здесь лестницы —
зритель не видит, куда они ведут, где начинаются и где заканчиваются. Вместе с
тем они, образуя множество пересекающихся перспектив, запутывают пространство
подобно лабиринту. Лестницы Пиранези несут в себе глубокий смысл, они
обозначают «верх» и «низ», рай и преисподнюю; лестница, неустойчивая сама по
себе, является символом неопределённости и страха. «Тюрьмы» Пиранези имели множество
истолкований. Одни видели в них изображение ада, другие — наркотические
галлюцинации, третьи — театральные декорации. Современник Пиранези французский
архитектор Этьен Луи Булле назвал их «сумасбродствами» и «снами». |